Исследование

Право народа на восстание и апрельская революция 2010 года. Часть 4

Право народа на восстание и Конституция Кыргызской Республики

Конституция Кыргызской Республики в полном соответствии с нормами международного права охраняет права народа и гражданского общества так, что предоставляет народу право на полную отмену несправедливого правопорядка с целью его замены.

Юридическое обоснование этого факта основано на следующем. В соответствии с частью 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.»

Из процитированного выше преамбулы Всеобщей декларации прав человека 1948 г. следует, что ООН признает правомерность восстания, но лишь при вполне определенных условиях, которые можно назвать условиями правомерности восстания. К таковым относятся следующие обстоятельства:

1) наличие в государстве, где произошло восстание, тирании и угнетения;

2) наличие у повстанцев специальной цели в виде устранения тирании и угнетения;

3) отсутствие в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств для устранения тирании и угнетения.

Поскольку во Всеобщей декларации прав человека сформулированы общепризнанные принципы и нормы международного права, она, включая вытекающий из нее подход ООН к определению условии правомерности восстания, в силу правила части 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики является частью правовой системы. В свете этого подхода и должны применяться нормы внутреннего законодательства, в частности, нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

При рассмотрении вопроса о восстании важно выяснить, что юридически является высшей ценностью кыргызского государства и кто является источником власти в государстве.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции Кыргызской Республики:

«Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления».

Иными словами, Конституция теряет смысл, если в государстве происходит подмена ее высшей ценности, если система органов государства не будет ориентирована на пользу ее гражданам, на реализацию их прав и свобод. Все органы государственной власти обязаны признавать, соблюдать и защищать права всех граждан Кыргызской Республики.

Исходя из конституционного принципа высшей ценности прав и свобод человека для кыргызского государства, часть 1 статьи 2 Конституции Кыргызской Республики устанавливает: «Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике».

Поскольку источником власти является народ, то систематическое нарушение прав и свобод граждан государственными органами является незаконным присвоением и захватом власти, принадлежащей народу, должностными лицами государственных органов.

Это есть узурпация государственной власти, что является особо тяжким преступлением. Президент К. Бакиев и члены его семьи со второй половины 2005 года приступили к ползучему незаконному присвоению и захвату власти в государстве, установив к концу 2009 года абсолютистский режим семейного клана.

Таким образом, Конституцией Кыргызской Республики косвенно признается право народа на сопротивление (восстание), в качестве последнего средства защиты гражданами своих прав и свобод.

Исходя из принципов международного права и Конституции Кыргызской Республики народ вправе реализовать свое право на восстание лишь при наличии основания в виде массового и систематического нарушения его прав и свобод, и отсутствия в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств для устранения этих нарушений.

При этом должно быть очевидно, что права и свободы граждан фактически не охраняются властью закона, доказательством чего является тирания власти и массовость нарушения прав граждан со стороны власти. Реализация права на восстание без наличия такого основания должна квалифицироваться как злоупотребление правом, что влечет ответственность в соответствии с законом.

В Кыргызстане к концу 2009 г. протестные настроения в обществе нарастали, их всплески происходили стихийно в разных регионах. Поводом для всеобщего недовольства стали действия самих властей, которые пошли на беспрецедентно резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электричество, оплачивать которые население оказалось не в состоянии.

В ноябре 2009 года Правительство решило с 1 января 2010 года увеличить тарифы в два раза, а с июля 2010 года - в пять раз по сравнению с прежним уровнем. Повышение тарифов вызвало повсеместный рост цен на 5-15% на продукты питания. Сахар подорожал почти в 2 раза. Особенно это ударило по уровню жизни в регионах.

24 февраля 2010 г. в городе Нарын (административный центр Нарынской области) области состоялся митинг протеста против повышения тарифов. По данным оппозиции, в акции приняли участие более 1,5 тысяч жителей Нарына, власти заявляли о 350-400 митингующих. Участники митинга требовали в два раза снизить тарифы на тепло- и электроэнергию, оставить 50-процентную прибавку к зарплате и сохранить лимит в бесплатные 110 киловатт/час для жителей высокогорья.

По официальным данным Социального фонда Кыргызстана на конец I-го квартала 2010 г., свыше 55% населения республики относилось к категории малоимущих, из которых 25% - крайне бедных. По мнению многих экспертов, эти показатели были сильно занижены, и реальные цифры на порядок выше официальной статистики. Данное обстоятельство создало серьезную угрозу социального взрыва в стране.

По национальным стандартам Кыргызстана, лица, ежемесячные доходы которых ниже 963 сомов ($22), считались проживающими за чертой бедности. К апрелю 2010 г. минимальная заработная плата в стране колебалась в пределах 400 сомов ($9), а минимальный потребительский бюджет на одного человека составлял 4000 сомов ($100) в месяц.

Таким образом, размер минимальной потребительской корзины в стране в 10 раз превышал размер минимальной заработной платы. После повышения тарифов на коммунальные услуги в Кыргызстане с 1 января 2010 г. число проживающих за чертой бедности семей начало стремительно расти.

Согласно данным Государственного комитета по миграции и занятости Кыргызской Республики, при общей численности населения в 5,35 млн. человек, в том числе экономически активного - более 2,5 млн., общее число безработных составляло 12%, то есть более 300 тысяч человек.

Высокий уровень безработицы в сельской местности, в поселках и малых городах, отсутствие социальной инфраструктуры, низкое качество медицинских и образовательных услуг вынуждали жителей отдаленных населенных пунктов покидать постоянное место жительства и перебираться в относительно развитые регионы, в основном в Чуйскую область и в столицу республики город Бишкек, а также за границу в Казахстан и Россию.

Так, согласно официальным данным, почти треть населения периферии находились на заработках за пределами страны. В некоторых районах мигрировало практически все трудоспособное население.

Только по официальной статистике к 2010 г. «в поисках лучшей жизни» Кыргызстан покинули порядка 350 тысяч граждан республики, тогда как независимые эксперты утверждали, что реальная цифра составляет 45% от общей численности трудоспособного населения, то есть более 1, 1 млн. человек. На протяжении 2005-2010 гг. в среднем ежегодно принимали российское гражданство и оставались на постоянное место жительства в России по 20 тысяч человек.

Таким образом, разрушительная политика, проводимая семейно-клановым режимом К. Бакиева, приведшая к снижению уровня социальной безопасности, вызванного увеличением разрыва между различными слоями общества на фоне обнищания широких масс населения из-за роста безработицы, галопирующей инфляции, падения покупательской способности населения, масштабного преследования оппозиции и журналистов, серийных политических убийств, закрытия независимых печатных изданий, радиостанций и телеканалов, попытка установления «монархической» формы правления семьи К.Бакиева, создали предпосылки к народному восстанию 6-7 апреля 2010 года и свержению антинародного режима.

Народ Кыргызстана воспользовался своим священным правом носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, и соответственно - правом на сопротивление (правом на восстание), свергнув антинародный семейно-клановый режим президента К. Бакиева.

В заключение отметим, что право народа на восстание и его идейное оформление выступают как гарантии членам общества против произвола и тирании государственной власти. Государство в лице своих органов власти различного уровня должно считаться с возможностью сопротивления населения законам и политическим решениям, нарушающим их права, свободы и законные интересы. Опыт истории независимого Кыргызстана с революциями 24 марта 2005 г. и 7 апреля 2010 г. свидетельствует, что принцип «после нас – хоть потоп» власти лучше не использовать в политической практике.

Фото Вячеслава Оселедко, ©AFP

3412

Написать комментарий:
https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://wisma-sukajadi.kemkes.go.id/berkah/berita/ https://kampungkeling.org/ https://siprima.kpu.go.id/ slot gacor https://amdalnet-stg.menlhk.go.id/ situs togel online https://link.kemkes.go.id/ situs slot gacor slot gacor 2024