Для описания текущего состояния Кыргызстана хорошо подходит одна древняя притча. На берегу реки сидит человек и ловит руками рыбу. Долго, но безуспешно. К нему подходит путник и интересуется, чем тот занимается.
- Я рыбу ловлю, - отвечает первый. - Не мешай, я очень занят.
Путник смотрит на тщетные попытки человека и говорит:
- Ты отвлекись на некоторое время. Я научу тебя как сплести сеть и тогда ты сможешь наловить много рыбы.
Человек на берегу реки, даже не повернувшись в его сторону, отвечает:
- Прошу тебя, не мешай, я занят серьезным делом и у меня нет времени заниматься всякой ерундой.
Именно таким образом ведет себя наша страна практически с самого начала обретения независимости. В первые годы в действиях государственной власти еще была некая осмысленность – построение суверенного государства, разгосударствление, внедрение частной собственности и так далее. Однако с середины 90-х разумное, спланированное движение вперед уступило место каждодневной бессмысленной и рутинной работе, направленной на выживание, а не на развитие.
Действия власти всегда были направлены на латание дыр в экономике, тушение социальных пожаров, поиск новых кредитов и безвозмездной иностранной помощи. Проектов развития было написано множество, но ни один из них не был воплощен в жизнь так, как задумывалось. Это говорит либо об изначальной нежизнеспособности этих проектов, либо явной неспособности государства воплощать их в жизнь.
Хотя, одна четко обозначенная цель у государственных чиновников все же была – сильное желание обогащаться коррупционным способом. Никаких иных, настоящих, действующих, а не мнимых проектов у большинства из правящей элиты не оказалось.
Произошло ли это случайно, так сказать из-за неудачного стечения обстоятельств, или в силу объективных процессов, сказать очень трудно, ведь история сослагательного наклонения не имеет. Гораздо важней ответить на вопрос, будет ли так продолжаться и дальше, или все-таки проекты иного характера могут получить развитие в Кыргызстане.
Главным проектом сегодняшней повестки вновь, как это уже было не раз, стала борьба с коррупцией. Очень хочется, чтобы на этот раз все было серьезно, без имитации бурной деятельности, прикрывающей передел собственности и создание новых схем. Однако, просто надеяться мало. Нужно, чтобы как в той притче не получилось, что даже при искреннем желании получить результат рыбак мало чего добивается. А происходит это из-за нежелания детально обдумать план будущих действий и неумения использовать современные инструменты для воплощения плана в жизнь.
Опыт стран, успешно осуществивших антикоррупционные реформы (Сингапур, Литва, Грузия, Эстония) показывает, что для получения эффекта нужно как минимум три составляющих: 1) Политическая воля, 2) Детальный план действий и кадры для его выполнения, 3) Общественная поддержка реформ.
Политическая воля
С политической волей у нас все на первый взгляд в порядке. Новый президент заявил о серьезной борьбе с коррупцией. Кроме того, репутация президента пока не имеет коррупционных пятен. А личный пример лидера страны очень важен. Однако только этого не достаточно. Наличие политической воли предполагает не только личный пример высшего должностного лица страны, но и его непримиримость и последовательные действия по отношению к другим чиновникам/политикам, замешанным в коррупционных деяниях.
Недостаточно просто критиковать общественные пороки. В результате безадресной критики люди не меняются. Часто они даже не соотносят критику с собой и своим поведением. Критика вызывает в большей мере общественное раздражение, а не желание измениться.
Поэтому нужен четкий антикоррупционный план и детальное его исполнение.
План действий и кадры
Президент не всесилен, но в его руках инициировать и продвигать реформы в ключевых сферах жизнедеятельности государства – система госуправления и борьба с коррупцией. Важно, чтобы люди на собственном опыте увидели, что гаишники перестали брать взятки, что следователи, оперативники, прокуроры перестали «грузить» людей и занялись своими прямыми обязанностями. Важно, чтобы в больнице, в школе, в ГРС, в суде люди не сталкивались со взяточниками и вымогателями. Если этого нет, то нет и реформ.
Как это сделать? Очевидно, что непросто. Более того, определенная часть госслужащих станут непримиримыми противниками власти, которая начнет бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Начинающий такую борьбу должен понимать всю серьезность ситуации и ее риски.
Но дело в том, что не начиная реальную борьбу с коррупцией, власть рискует нажить себе еще больше врагов, причем во всех слоях населения страны. Мириться с коррупцией - значит вызвать разочарование и раздражение у тех, кто хочет жить и работать по-честному. Это значит давать возможность незаконно богатеть тем, кто сегодня лицемерит, превознося власть, а уже завтра разбогатев, придет на площадь перед Белым домом, требуя себе еще большего куска от коррупционного пирога.
Не менее важной задачей является переход от карательных мер в отношении чиновников к системным реформам, причем не одновременно во всех сферах, а по приоритетам. Главным приоритетом является реформа правоохранительных органов и судов. Эффективным инструментом может стать система проверки Деклараций о доходах госслужащих.
Общественная поддержка
Почему-то государственная власть часто пренебрегала общественной поддержкой. То есть, власть всегда понимала, что поддержка народа важна, но начинала что-то делать, только когда народ начинал возмущаться. Для власти важнее был страх перед гневом народа и боязнь потерять свои кресла. При этом, когда народ поддерживает власть и хочет помочь, сила этой энергии мало используется.
Сейчас люди в Кыргызстане готовы и хотят помочь власти. Все поддерживают антикоррупционные инициативы. Будет жалко, если власть не использует этот момент общественной поддержки для достижения поставленных задач. В Кыргызстане нам пора уже переходить от разделения и часто даже вражды между государственным и гражданским сектором к сотрудничеству и взаимной помощи. Тогда шансы на то, что наконец-то у нас начнут реализовываться конкретные проекты, вырастут в несколько раз.
Фото Day.kg
Комментарии