Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции.
Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого в одних странах утвердилась парламентская система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра и правительства, подотчетного парламенту; а в других - возобладала идея создания сильной президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти.
Члены рабочей группы, подготовившие проект Конституции Кыргызской Республики, принятой 5 мая 1993 г. (Левитин Л.И. - руководитель группы, профессор, советник главы государства; Нарымбаев Д.И. - заведующий юридическим отделом Аппарата Президента; Косаков С.К. - кандидат юридических наук, заместитель Министра юстиции; Укушов М.К. - начальник управления Министерства юстиции, автор настоящей статьи; Чолпонбаев М.Ш. - начальник управления Министерства юстиции), хорошо изучили зарубежные образцы: в качестве модели была использована Конституция Пятой республики во Франции, скроенную по мерке ее основателя и президента - генерала Шарля де Голля, сторонника сильной президентской власти. Последующие конституционные реформы, реализованные в 1996-2016 гг. фактически не затронули заданные основы.
Как было отмечено в части 1 настоящей статьи, Временное Правительство, пришедшее к власти 7 апреля 2010 г., при подготовке конституционной реформы на начальном этапе преследовало цель свести роль Президента к функциям своеобразного «государственного нотариуса». Однако на конечном этапе подготовки законопроекта и обсуждении на Конституционном совещании (к середине мая) цели были скорректированы в сторону более «весомого» института Президента. Последующие годы подтвердили, что тогда в мае 2010 г. Временное Правительство приняло правильное решение.
Полномочия Президента Кыргызской Республики
Под полномочиями Президента понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций главы государства.
Объем предоставленных Президенту действующей Конституцией полномочий на порядок превосходит полномочия глав государств при классической системе парламентского правления. У Президента Кыргызстана имеются достаточные полномочия и правовые инструменты влияния на выработку и проведение внутренней и внешней политики государства, которые заложены напрямую в нормах Конституции либо проистекают из «буквы и духа» конституционных функций главы государства.
В Конституции (статья 64) полномочия Президента классифицированы по направлениям деятельности и по сферам взаимодействия Президента с Жогорку Кенешем и Премьер-министром (Правительством).
1. Полномочия в сфере формирования представительных органов:
В соответствии с частью 1 статьи 64 Конституции Президент:
1) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
2) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей.
2. Полномочия в сфере законотворческой деятельности:
В соответствии с частью 2 статьи 64 Президент:
1) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш (право вето);
2) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
3) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.
3. Полномочия по формированию органов судебной власти:
В соответствии с частью 3 статьи 64 Президент:
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда и Конституционной палаты Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;
2) представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда и Конституционной палаты Верховного суда по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей или Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом;
3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;
4) освобождает судей местных судов по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей или Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом.
В соответствии с частями 6 и 9 статьи 95 Президент:
5) осуществляет перевод (ротация) судей местных судов по представлению Совета судей в порядке и случаях, определяемых конституционным законом
6) формирует одну треть состава дисциплинарной комиссии при Совете судей
7) в случае если в течение 10 рабочих дней первое заседание дисциплинарной комиссии при Совете судей не будет проведено, осуществляет организацию его проведения.
4. Полномочия формированию государственных органов, ведающих вопросами обеспечения законности, обороны и национальной безопасности:
В соответствии с часть 4 статьи 64 Президент:
1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
2) назначает и освобождает от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.
5. Полномочия по формированию иных государственных органов:
В соответствии с частью 5 статьи 64 Президент:
1) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
2) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
6. Полномочия в сфере внешней политики:
В соответствии с частью 6 статьи 64 Президент:
1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
2) ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;
3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;
4) назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
7. Полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности:
В соответствии с часть 8 статьи 64 Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
В соответствии с часть 9 статьи 64 Президент:
1) возглавляет Совет безопасности, образуемый в соответствии с законом;
2) при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
3) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
4) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
8. Полномочия, присущие Президенту в качестве главы государства (собственные полномочия):
В соответствии с частью 7 статьи 64 Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики.
В соответствии с частью 10 статьи 64 Президент:
1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;
2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
4) осуществляет помилование;
5) определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.
Вышеизложенные функции и полномочия Президента, установленные Конституцией, предоставляют Президенту возможность активно участвовать при решении вопросов государственного и общественного значения, тесно взаимодействуя при этом с Жогорку Кенешем и Премьер-министром.
В соответствии со статьей 64 Конституции Президент взаимодействует:
с Жогорку Кенешем по вопросам:
1) возвращения законов с возражениями в Жогорку Кенеш (пункт 1 части 2);
2) созыва внеочередного заседания Жогорку Кенеша в необходимых случаях и определения вопросов, подлежащих рассмотрению (пункт 2 части 2);
3) внесения в Жогорку Кенеш представлений по кандидатурам для избрания на должности судей Верхового суда и освобождения от них (пункты 1, 2 части 3);
4) внесения в Жогорку Кенеш кандидатуры для избрания на должность председателя Национального банка (пункт 1 части 5), а также для избрания и освобождения от должности кандидатуры 1/3 членов ЦИКа (пункт 2 части 5);
5) получения согласия Жогорку Кенеша на назначение Генерального прокурора и его освобождение (пункт 1 части 4);
6) сообщения в Жогорку Кенеш о возможности введения чрезвычайного положения, о введении его в отдельных местностях (пункт 2 части 9);
7) незамедлительного внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопросов об объявлении общей или частичной мобилизации, состояния войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике (пункт 3 части 9);
8) внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопроса об объявлении в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военного положения (пункт 4 части 9).
с Премьер-министром по вопросам:
1) назначения и освобождения от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей (пункт 2 части 4);
2) ведения переговоров и подписания по согласованию с Премьер-министром международных договоров, а также правомочия Президента передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам (пункт 2 части 6);
3) назначения по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; приема верительных и отзывных грамот глав дипломатических представительств иностранных государств (пункт 4 части 6).
Заключение
Таким образом, действующая Конституция предоставляет главе государства все необходимые полномочия для активного участия в управлении государственными делами и широкие возможности для политических маневров. И поэтому утверждения зарубежных и местных экспертов, политологов и общественно-политических деятелей о том, что в результате декабрьской 2016 г. конституционной реформы статус главы государства приравняли со статусом «английской королевы», вообще не соответствует действительности.
Особенность формальных показателей президентской власти в Кыргызстане заключается в том, что Конституция не отображает реальную власть Президента. Политические условия, традиции, менталитет общества и реальность могут значительно ее менять. Вышеприведенный анализ Конституции показывает, что глава государства остается достаточно могущественным для того, чтобы быть главным звеном государственного аппарата.
И надо признать очевидный факт: в настоящее время Кыргызстан напоминает «лодку без руля и ветрил». Несмотря на свой высокий конституционный статус Жогорку Кенеш так и не сумел стать «локомотивом» государственного строительства, а Правительство, обладающее значительными формальными полномочиями, из-за своей зыбкой «коалиционности» так и остался в прежней роли «громоотвода». Дальнейшая неразумная, неэффективная деятельность Жогорку Кенеша и Правительства может привести к краху всей действующей политической системы, поскольку просходит дискредитация системы правления, установленная Конституцией.
Между тем усталость и разочарование населения, вызванные отсутствием социально значимых положительных результатов семилетнего правления постреволюционной власти, отсутствия ясных перспектив и понятных планов политического и социально-экономического развития порождают у людей настроение нетерпения, стремление изменить ситуацию с помощью простых решений: сменить Правительство, «разогнать» Жогорку Кенеш, изменить Конституцию и т.п. То есть, стране может угрожать очередная вспышка общественно-политической нестабильности и поэтому в обществе сегодня с надеждой обращают свое внимание на институт Президента.
В этих условиях новый глава государства С. Жээнбеков уже не может довольствоваться простым обещанием обеспечения стабильности и порядка. Стало очевидно, что без внятной и понятной людям идеологии преобразований, без программы модернизации государства, направленных на создание конкурентоспособного государства 21-го столетия на основе четко выраженных ценностных и духовных ориентиров, невозможно осуществить мобилизацию и общественную поддержку инициатив власти.
Президент С. Жээнбеков может приобрести широкую социальную опору, если будет не только обещать, но начнет реализовать на практике комплекс мер по решению таких проблем, как недоверие к институтам власти, системная коррупция, преступность, социальное расслоение и бедность, деградация человеческого капитала, межэтническая и региональная напряженность и т.д. И успеха в этом деле можно добиться только при разумном использовании своих конституционных полномочий.
Будем надеяться, что народ в этот раз не ошибся и у нас появится свой, кыргызский реформатор калибра Ата Тюрка (Турция) либо Ли Куан Ю (Сингапур).
Фото сайта President.kg
Комментарии