Статья

Радио «Азаттык»: Совбез возглавил борьбу с коррупцией

В Совете безопасности произошло ключевое изменение – назначен секретарь. Спустя почти три месяца. Им стал Дамир Сагынбаев.

Сразу после назначения президент принял секретаря и ознакомился с ходом реализации решений Совбеза от 8 февраля. Сагынбаев – человек в органе не сторонний, до этого он работал заместителем секретаря. Поэтому сомневаться в том, что он подробно изложил президенту информацию, не приходится.

В частности, из сообщения пресс-службы президента следует, что в секретариат Совета безопасности и Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики был представлен перечень уголовных дел, которые были прекращены или приостановлены в 2016-2017 годах. «Материалы поступили в месячный срок со дня проведения заседания Совета безопасности Кыргызской Республики. До 10 марта 2018 года по ним был проведен соответствующий анализ», - рассказал главе государства Сагынбаев.

Также стало известно, что доработан проект постановления правительства, предусматривающий механизм проверки деклараций государственных служащих, в том числе сотрудников правоохранительных, надзорных и судебных органов. Но самое интересное - новоиспеченный секретарь Совбеза объявил, что запрошены личные дела руководителей старшего звена правоохранительных органов, которые изучаются, и проводится более глубокий их анализ в части предстоящей проверки достоверности информации задекларированного имущества. Как раз имущество отдельных силовиков часто вызывает нарекания со стороны общественности. Дорогие автомобили, особняки и премиальные аксессуары. Но, как правило, юридически их имущество принадлежит родственникам, близким, друзьям и т. д.

В подписанном президентом решении Совета безопасности от 8 февраля особый акцент сделан на «искоренение коррупции и устранения порождающих ее причин в правоохранительных, надзорных и судебных органах». Документ также достаточно подробно описывает механизмы проверки деклараций госслужащих, о которых говорил президент с секретарем Совета безопасности. Содержание решения и первые шаги в реализации дали некоторым экспертам повод оптимистично взглянуть на будущее новой антикоррупционной программы.

Но не секрет, что программы по борьбе с коррупцией, принимаемые при предыдущих президентах, проваливались, а, возможно, порождали новые, более совершенные коррупционные схемы в государственных органах. У Сооронбая Жээнбекова, вступившего в должность всего чуть более трех месяцев назад, кредит доверия еще высок, но в экспертной среде уже высказываются мнения, что времени у него на победу над коррупцией, пусть и не окончательную, меньше, чем у предшественников, и права на ошибку у него нет. Аналитик Марат Казакбаев первый этап реализации решения Совета безопасности считает обнадеживающим:

- Надежда есть, очень решительной была речь президента, как и итоговое решение Совета безопасности от 8 февраля. В принципе, реализация уже началась. Честно говоря, первая стадия обнадеживающая. Потому что было неверие, так как все президенты Кыргызстана начинали с борьбы с коррупцией, но воз и ныне там. У нас уже коррупционное мышление в обществе давно сложилось. Работа трудная.

Но новый секретарь Совета безопасности Дамир Сагынбаев эту работу хорошо знает. Поэтому надеемся, что будет оптимальный механизм взаимодействия, в том числе с гражданским обществом, с экспертным сообществом. Я считаю, перспектива есть. Коррупцию одним махом не победишь. Требуется время. Надо работать точечно и не останавливаться. Мне кажется, эффект будет.

Спустя 10 дней после памятного заседания Совета безопасности в Антикоррупционной службе ГКНБ произошли кадровые перестановки – директор Дуйшенбек Чоткараев ушел в отставку. В сухом сообщении пресс-службы президента отмечалось, что он отправлен в отставку согласно поданному рапорту. Уход влиятельного силовика после жесткой критики президента в адрес службы, естественно, не мог не дать повода для рассуждений о том, что реализация антикоррупционной программы началась.

Но генеральный секретарь Антикоррупционного делового совета Нурипа Муканова считает, что важнейшим элементом в реализации антикоррупционной программы является прозрачность:

- Сначала надо поставить диагноз, а потом приступать к лечению. Проблема озвучена, теперь важно, как все будет осуществляться. Но самое главное - при выполнении всех этих задач должна быть обеспечена прозрачность. Допустим, если эти уголовные дела были приостановлены, не важно, с какой стороны, не важно, каким правоохранительным органом, это должно быть озвучено. Не важно, кто и зачем приостановил, было ли нарушение закона или нет, возбуждалось ли дела для извлечения какой-то выгоды, если это резонансные дела, они должны быть озвучены. Общественность должна все это видеть и поверить. Если это будет делаться кулуарно, то даже не знаю, как к этому относиться.

Заявления президента Сооронбая Жээнбекова, сделанные на заседании Совета безопасности 8 февраля, были восприняты многими политиками положительно. В поддержку слов главы государства высказывались даже оппозиционные деятели. Конечно, не обошлось и без скепсиса – в памяти еще свежи воспоминания о других президентах, проваливших борьбу с коррупцией.

Правозащитник Динара Ошурахунова в числе тех, кто со скепсисом отнесся к заявлениям президента и реализации решения Совета безопасности. Свою позицию она объясняет тем, что орган работает без взаимодействия с общественностью, которая наверняка знает, кто из госслужащих за счет чего разбогател:

- Вообще-то, у нас есть Генеральная прокуратура, которая должна осуществлять надзор за законностью. У нас есть парламент – легитимный, избранный, у которого есть контрольные функции. Да, можно кучу органов создать и поручить им борьбу с коррупцией. Но когда все это происходит без поддержки общественности или взаимодействия с ней, Совбез сам пытается определить коррупционеров, при этом общественность кричит и указывает на коррупционеров, я считаю, что это будет неэффективно. В первый период, возможно, будут продемонстрированы какие-то реальные шаги – на каких-то крупных коррупционеров будут возбуждены уголовные дела.

Решение Совета безопасности, над реализацией которого и будут работать силовики, содержит множество мероприятий. Также конкретно расписаны сроки их реализации. Это позволит общественности отслеживать, ведется работа или документ займет свое место на пыльных полках в высоких кабинетах.

Болот Колбаев, Радио «Азаттык»

Фото President.kg

1947

Написать комментарий: