Любая добровольная политическая организация, при отсутствии гражданского контроля и системы сдержек и противовесов, таит в себе опасность бюрократического перерождения.
Сказанное подходит и к современным кыргызским партиям, которые с самого начала своего возникновения обнаруживают признаки перерождения и бюрократизации:
- подмену воли партии личностными карьерными устремлениями верхушки партийного кокуса (собрание членов партии);
- сосредоточение фактического центра принятия решений в руках узкой группы лиц;
- вождизма;
- распространение партийной коррупции и фаворитизма;
- превращение партии в клановую организацию, обслуживающую интересы партийного вождя и его окружения.
Поэтому важнейшая задача сегодняшнего дня - демократизация кыргызских партий, избавление их от традиционализма, бюрократизма, вождизма и проявлений коррупции.
В этой связи очень актуально создание эффективных электоральных, идеологических, массовых и кадровых партий, избавление отечественного партийного строительства от квази-маргинальных образований, создаваемых по родоплеменным, клановым, профессиональным, половозрастным и прочим характеристикам. Актуально слияние мелких партий в крупные, общенациональные. Важно, чтобы партии имели свои офисы, сильный аппарат, разветвленную сеть контактов, мощные кадровые, финансово-материальные, интеллектуальные, организационные и прочие ресурсы.
Разумеется, обеспечить правовыми средствами демократический характер деятельности партий также трудно, как директивным способом построить демократию. Поэтому очень важно, чтобы в партии были механизмы "политической конкуренции" и "политического участия" и чтобы они работали в партии постоянно, эффективно и слаженно. Необходимо также наличие в обществе политических и социокультурных предпосылок, делающих партии востребованным институтом политической системы.
В Кыргызстане сейчас как никогда востребованы либеральные, консервативные и социал-демократические партии, которые бы попеременно меняли бы друг друга у власти и тащили страну вперед. Например, проблемы многих стран Азии и Африки, кроме развитых демократических государств этих континентов, состоит в том, что там нет этих партий, но существует огромное обилие аморфных идеологически, националистических, патриотических, религиозных и прочих партий.
Впрочем, такая же проблема существует и на постсоветском пространстве, особенно в ее евразийской части. В азиатско-африканском и евразийском пространстве есть отдельные партии, которые носят название социал-демократических или либеральных, что не отражает подлинной сути политической идеологии этих партий.
Анализ партийных уставов выявляет немало различий между политическими партиями в области внутрипартийных отношений. Как показывает их анализ, уставы практически всех зарегистрированных в Кыргызстане политических партий упрочивают централизованный характер принятия политических решений, в связи с чем возникает необходимость обеспечения баланса между сохранением внутреннего единства в политической партии и свободой выражения различных точек зрения.
Отечественная практика показала, что появление первых фракций являлось результатом внутрипартийных противоречий, которые провоцировали раскол партии. Так, например, в начале 90-х гг. произошел раскол в самой первой партии "Эркин Кыргызстан", от которой в результате внутренних противоречий отделилась фракция, ставшая впоследствии Социалистической партией "Ата-Мекен".
В настоящее время существование внутрипартийных объединений по-прежнему не противоречит действующему законодательству. Однако признание существования внутрипартийных фракций не получает должного распространения в уставах партий, как будто мы снова живем в Советском Союзе под властью КПСС. Как все-таки сильна в партийном этногенезе Кыргызстана непреодолимая тенденция советско-большевистского наследия.
В зависимости от степени организационной жесткости партии, определяемой с помощью таких критериев, как объем и характер прав и обязанностей члена партии, порядок приема в члены партии, возможность для выражения политического инакомыслия и фракционной деятельности и т.д., можно говорить о четырех степенях формализации внутрипартийных отношений, также характерных для кыргызских партий: слабом, ограниченном, жестком и тотальном. Причем последний уровень формализации в значительной мере находится за пределами существующего правового поля, гарантированного конституцией КР.
1. Партии со слабым уровнем формализации внутрипартийных отношений характеризуются предельной свободой, предоставляемой ее членам в вопросах идейно-политической самоидентификации и соблюдения организационной дисциплины. Уставы этих партий могут закреплять возможность создания и деятельности различных фракций, внутрипартийных групп и т.д. Оборотная сторона такой организации – фрагментация внутренних политических сил в партии, «идеологический разброд» партийных фракций, постоянная угроза раскола, крайне низкая исполнительская дисциплина.
2. Для партий с ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений характерны такие признаки, как необходимость регистрации члена партии в первичной организации, материального и личного содействия партии. Уставы этих партий не предусматривают существования фракций. Вместе с тем члены таких партий вольны не участвовать в партийных мероприятиях, противоречащих их убеждениям. К организациям, наиболее последовательно воплотившим в себе эти принципы деятельности, относилась партия действия «Моя страна», устав которой предусматривал возможность неучастия члена партии в реализации решений, с которыми он не согласен.
3. Партии с жестким уровнем формализации внутрипартийных отношений обладают такими характеристиками, как закрепленная в уставах обязанность непосредственного и личного участия в ее деятельности. В подобных партиях существует запрет на создание фракций; члены партий в случае избрания депутатами должны входить в состав партийной фракции. Этот тип воспроизводит основные признаки уставной модели «демократического централизма». Данный уровень начал укрепляться сравнительно недавно. До этого в абсолютном большинстве партий КР формализация отношений носила ограниченный уровень.
4. Тотальный уровень является крайней точкой формализации внутрипартийных отношений. В таких партиях существует усложненная процедура вступления и выхода из партии. Отличительная особенность партий такого рода – практически неограниченная власть лидера, который в ряде случаев наделяется правом единоличного решения вопросов, в т.ч. об исключении из рядов партии не угодного ему члена.
В целом для политических партий Кыргызстана характерны 2,3 и 4 уровни формализации внутрипартийных отношений, из-за чего и появляется задача демократизации политических партий Кыргызстана, соблюдение в партиях принципа политического плюрализма, как это гарантировано в Конституции республики.
Таким образом, в целом основной тенденцией в партийном строительстве Кыргызстана является ужесточение требований, предъявляемых к членам партии. Вместе с тем такая тенденция имеет свои ограничители. Нормативным ограничителем являются положения публичного законодательства, а естественным – наличие конкурентной многопартийной среды, что должно стать естественным препятствием на пути чрезмерной концентрации и централизации полномочий внутри партии.
Иллюстрация Самата Джумакадырова, ®RFE\RL
Комментарии