Эксперты полагают, что вслед за президентскими выборами в Кыргызстане скоро возможны досрочные выборы и в парламент. Уже на следующей неделе 14 марта 2018 г. политики и экспертное сообщество республики будет обсуждать новые поправки и изменения в избирательное законодательство страны, которое, как и все остальное в Кыргызстане, отличается высоким уровнем нестабильности.
Республика напоминает маятник, который все время мечется между разными полюсами. Не опробовав и не испытав до конца возможности и потенциал одной избирательной системы, мы бросаем ее и хватаемся за новую, чтобы через некоторое время отказаться от нее и перейти к новой, сужая таким образом пространство для маневрирования, ибо почти все известные избирательные системы за 26 лет суверенитета мы уже опробовали, кроме преференциальной.
Именно к этой системе предлагают нам перейти инициаторы нового избирательного законопроекта. В этой связи попробуем подвести итоги избирательного процесса в мировом значении и с точки зрения нашего национального опыта.
Выборы, как известно, древнейший институт. Они существуют с тех времен, когда еще не было государства. На народных собраниях, сельских сходах, курултаях люди издревле выбирали своих вождей и старейшин.
Под современной избирательной системой понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, и определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право.
В зависимости от таких показателей как содержание голоса, величина округа, правила переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов), избирательные системы делятся на следующие виды:
- мажоритарную;
- пропорциональную;
- смешанную или гибридную, мажоритарно-пропорциональную;
- преференциальную (коммуникативную).
Каждая из этих систем имеет свои сильные и слабые стороны. Каждая новая система стремилась минимизировать недостатки прежних. Как сделать так, чтобы голоса граждан максимально уравнять при выборе своих представителей?
Например, в Кыргызстане при мажоритарных выборах абсолютного большинства одного депутата Жогорку Кенеша выбирали в округах, где численность избирателей колебалась в среднем от 30 до 35 тысяч и выше.
Причем, в Бишкеке, например, на парламентских выборах 2005 г. депутатами становились лица, набравшие во втором туре 7-8 тыс. голосов из среднестатистических 35 тыс., что порождало вопрос - а могут ли они представлять народ Кыргызстана, если за них не голосовало абсолютное большинство избирателей округа (не пришли на выборы, голосовали за других кандидатов и т.д.).
1. Мажоритарная избирательная система
Она считается старейшей. Ее использование допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций, и самовыдвижение.
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов: 50 % + 1 голос избирателя.
Во втором – кандидат, набравший больше голосов, чем другие, но необязательно выше половины.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т.д.
Достоинства:
1. считается универсальной системой, её можно использовать при выборах как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города, аильные кенеши);
2. выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица - кандидаты, которых избиратель выбирает, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности;
3. позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах;
4. мандат, выданный избирателями кандидату, делает его более независимым от партии; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.
Недостатки:
1. представительство партии в парламенте может быть выше, чем поддержка избирателей;
2. разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание;
3. избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров (при системе абсолютного большинства);
4. чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг (произвольное начертание избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов). Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей;
5. результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от спонсоров и т.д.
2. Пропорциональная избирательная система
Она начала формироваться в 19 в. с появлением политических партий. Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Мандаты распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Не учитываются голоса только тех избирателей, которые голосовали за партии, не преодолевшие необходимого избирательного барьера. У нас в Кыргызстане с 1999 г. был установлен барьер в 5%, с 2015 г. - 7%.
Существуют различные методы реализации пропорционального представительства. В мире существуют также пропорциональные выборы в многомандатных избирательных округах, выборы по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами, выборы в едином республиканском избирательном округе, а также система с одним «передаваемым» голосом за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах.
При пропорциональных выборах каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.
При «закрытом списке» (это список, в котором раскрываются лишь первые несколько фамилий кандидатов) избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке.
При «открытом списке» (публикуются все без исключения фамилии кандидатов), избиратели могут голосовать в зависимости от метода голосования, либо за всю партию в целом, либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке.
В Кыргызстане выборы в парламент проводятся по системе единого республиканского избирательного округа с ноября 2007 г. При проведении выборов по этой системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели 7% барьер. Единый республиканский избирательный округ включает в себя всю территорию Кыргызской Республики.
Такая система считается недостаточно демократичной, т.к. места в партийном списке решает партия или руководство партии, а не сам народ, избиратели. В транзитных странах такая система часто сопровождается коррупцией в рядах партии. Место кандидата часто зависит от размера денег, внесенных им в избирательный фонд партии или вождю партии, а не от его личных заслуг перед страной, партией и народом.
Поэтому в парламенте может оказаться достаточное количество случайных людей, не обладающих политическими навыками и достоинствами, что мы и видим сейчас в Кыргызстане.
Достоинства:
1. достигается примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте;
2. стимулирует создание региональных отделений политических партий, повышается эффективность их работы и растет конкурентная борьба;
3. позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Поэтому эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система;
4. самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей и поэтому результаты выборов рассматриваются населением как справедливые;
5. избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов;
6. при «открытых списках» позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте;
7. система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы. Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже могут получить места;
8. меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах и дискредитировать партию в глазах избирателей. В Кыргызстане это не работает.
Недостатки:
1. существует угроза частичной утраты связи партийных депутатов с избирателями и с конкретными регионами;
2. при «закрытых списках» возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков;
3. при парламентской республике и конституционной монархии правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства и потребуется сформировать коалиционное правительство, которое, как правило, оказывается неустойчивым и менее эффективным, чем однопартийное правительство, т.к. состоит из идеологических противников и не в состоянии провести крупные реформы;
4. в регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий и таким образом затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему;
5. "закрытые" партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии;
6. система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной;
7. многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной системы (в чистом или смешанном виде) на ранней фазе развития демократии, в отсутствие устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему.
продолжение следует.
Фото Владимира Пирогова, ®REUTERS
Комментарии