Обзор статей и комментариев специалистов разного ранга и профиля о парламентаризме в целом, и о парламентаризме в Кыргызстане, в частности показывает отсутствие понимания феномена «парламентаризма». Только в головах людей существует «идеал» парламентаризма, по которому они «примеряют» другие страны. В реальной жизни единой и идеальной формы парламентаризма не существует.
Существует толкование парламентаризма как процесса становления и развития парламента в качестве самостоятельного политического института. Также рассматривают как одну из особенностей организации государственной жизни.
Большинство политологических школ все же сходятся во мнении, что парламентаризм есть система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над исполнительной властью.
Следует отметить, что парламентаризм существует не во всех странах мира. Наибольшее распространение идеи парламентаризма получили в Северной Америке и Европе. В странах Центральной Азии проблема гораздо сложнее – они не имеют опыта парламентаризма. Можно сослаться на разного рода «парламенты»: курултаи, сходки, советы, учредительные собрания, Съезды депутатов, Верховные Советы и пр. Однако их сложно классифицировать как полноценный парламент. Поэтому унаследовав советскую систему управления, страны Центральной Азии с первых дней суверенитета особое внимание уделяют развитию парламента.
Парламентаризм и парламент – близкие друг другу понятия, поскольку основой парламентаризма является парламент, наделенный адекватными полномочиями. Но эти понятия не равнозначны. Парламент может функционировать без парламентаризма, а парламентаризм не может существовать вне парламента. Поэтому наличие в стране парламента не позволяет автоматически заявлять о парламентаризме. Следовательно, парламентаризм целесообразно рассматривать как сотворчество государства и общества с признанием ведущей роли парламента. В этом смысле парламентаризм созвучен с демократией.
Контроль парламента над деятельностью правительства является одним из главных признаков парламентаризма. Именно в нем заключается привилегированное положение парламента. При этом, законы, принятые парламентом правительство и другие исполнительные органы, вплоть до сельских управ (айыл окмоту) должны неукоснительно претворять их в жизнь. Набор методов и способов контроля зависит от местных и исторически сложившихся условий той или иной страны.
Надо отметить и следующую особенность: относительная самостоятельность парламентаризма по отношению к правительствам не является стабильной – она то возрастает, то понижается. Это зависит от расклада политических сил в стране в конкретный отрезок времени, от появления сильного, часто харизматического, лидера, склонного к популистским лозунгам и демагогии.
В Кыргызстане конституция 2010 года заложила основы развития парламентаризма как системы государственного устройства. К 2017 году Жогорку Кенеш в системе организации государственной власти стал действенным противовесом деятельности исполнительной власти. Функция противовеса реализуется в трех основных видах:
а) контроль над расходованием бюджетных средств;
б) установление законодательных рамок деятельности правительства и контроля над законностью деятельности правительства; и,
в) контроль над составом правительства (кадровая политика).
Радует, когда на глазах растут те люди, чьими силами укрепляется парламентаризм в Кыргызстане. Приятно слушать продуманные, конструктивные выступления лидеров оппозиции в парламенте. Но тревожит неподготовленность выступлений, спонтанность реплик, вопросов и низкая дисциплина депутатов.
Изменения и дополнения в конституцию, внесенные в декабре 2016 года выдвигают новые требования к парламенту. Если парламент с ними справится, то парламентаризм найдет свое дальнейшее развитие.
В условиях нестабильности политической системы, политической жизни и общего кризиса власти Жогорку Кенеш призван стать стабилизирующим фактором, смягчающим изменения курса, проводимого правительством.
Жогорку Кенешу придется снимать напряженность экономических, межэтнических конфликтов и иных противоречий, сопряженных с ростом новой системы власти и управления.
Многопартийность – защита от автократии
Парламентаризм объективно стимулирует развитие многопартийности. Наличие в стране около 200 зарегистрированных партий как бы должно «расшатать» устойчивость Жогорку Кенеша. Однако на деле это не так. Прошедший 2016 год стал первым годом работы парламента, сформированного по новым критериям – барьер в 5% голосов избирателей был дополнен увеличением избирательного залога, который в 2015 году составил пять млн.сомов. В результате, в парламентских (2015г.) выборах смогли принять участие 14 политических партий, из которых шесть партий представлены в Жогорку Кенеше. Напомним, что в выборах 2010 года участвовало 29 политических партий.
Повышение залога сыграло положительную роль в укрупнении политпартий. Также череда скандалов, связанных с мандатами и партийными списками показывает, что растет самостоятельность кандидатов, а партийному «центру» приходиться реагировать на мнение партийных «низов».
В политологии также полагают, что многопартийность является защитным механизмом от наступления авторитаризма, угрозы которого иногда исходят от исполнительной власти. Всегда найдется партия или фракция в парламенте имеющая отличное от других мнение.
Типы партий
Сопоставление типологий партий показывает, что развитие политических партий Кыргызстана находится в мировом тренде. Так, современная типология политпартий выделяет кадровые, массовые, всеохватные (catch– all) и картельные партии.
Кадровые партии немногочисленны, характеризуются аморфностью структуры, отсутствием фиксированного членства и членских взносов. Такие партии активны в период предвыборных кампаний. Ядро таких партий составляет группа известных людей, в силу своего положения, финансовых возможностей, личной известности способных обеспечить партии победу.
Массовые партии характеризуются наличием сети местных организаций, фиксированного членства, уплатой членских взносов и оказанием личного содействия. Кроме участия в выборах, она также занимается укреплением своих рядов, подготовкой партийных кадров и политическим просвещением.
Всеохватная (catch– all) партия ориентирована на выражение интересов разных слоев общества вне зависимости от сословных, имущественных или классовых различий. Характеризуются смешанным типом устройства и партийного членства, низким уровнем зависимости от какой-либо конкретно сформулированной идеологии.
Картельная партия –обозначает тип партий – политических посредников. Эта партия заключает с социальной группой своего рода «политический контракт» на выражение ее интересов в течение определенного срока.
К доктринальной партии относится коммунистическая партия. Тем не менее, на практике, однотипных партий не бывает, т.к. имеет место сочетание признаков, присущих как минимум двум типам партий.
Современные признаки партий свидетельствуют о том, что в Кыргызстане представлены все известные типы партий, а это означает, что к 2017 году созданы условия для того, чтобы партии стали квалифицированными посредниками между государством и гражданским обществом.
Вместо заключения
Дальнейшее развитие Жогорку Кенеша и парламентаризма важно для будущего Кыргызстана. Хотя истоки демократии находятся в мыслях и чаяниях народа, именно парламент призван взращивать демократию.
Для этого, в первую очередь, нужны законы, четко регламентирующие границы парламентской деятельности, права и обязанности депутатов, комиссий и фракций, привилегии, которыми должны пользоваться избранники народа.
Комментарии