Недавно в Кыргызстане в результате выборов произошла смена главы государства - президента, который наделен очень сильными полномочиями. Им стал Сооронбай Жээнбеков, имеющий большой послужной список работы в государственных органах, с которым население страны связывают большие ожидания по преобразованию кыргызского государства и общества. Но чтобы оправдать эти надежды, необходимо знать политические, экономические, социальные и духовные процессы, которые происходят в государстве, их особенности, чтобы спланировать правильную политику, приносящую должный эффект.
Ныне стало модным давать отчет о первых 100 днях своего правления. Например, за свои 100 дней американский президент Франклин Делано Рузвельт провел реформу государственного управления, заточенную под бушующий мировой экономический кризис, создал новую структуру правительства, подготовил и провел через Конгресс весь пакет кризисных законов, разработал основы «Нового курса» - новой политической доктрины США. Представляете, какой высокий темп работы он задал аппарату с первых дней? Вкупе все эти действия обеспечили быстрый выход страны из кризиса и превращения ее впоследствии в мировую супердержаву.
При смене власти в стране обычно должны происходить четыре важных процесса. Первое – это установление нового баланса политических сил. Второе – создание коммуникаций между различными социальными группами общества для мобилизации населения вокруг новых задач и их достижения. Задачи и цели должны достигаться не только за счет эксплуатации ресурсов и знаний бюрократии и чиновников, но и при поддержке гражданского сектора и бизнеса. Третье – передел ресурсов. Борьба за власть является еще и борьбой за финансы, материальную базу. То есть финансовые потоки должны поддаться серьезной корректировке, ибо без денежной подпитки невозможны никакие реформы.
Речь идет об этом, а не личном присвоении этих ресурсов. Четвертое – процесс развития. Если все три вышеупомянутые задачи успешно решаются, то удачно складывается и четвертое направление. Тогда появляются концепции, стратегии развития, дорожные карты, начинается планирование других процессов. У нас в Кыргызстане все время видны и ощутимы только два процесса – это перегруппировка сил и борьба за ресурсы. Коммуникации, взаимодействие с другими секторами общества при нынешней власти после революции 2010 г. вообще не просматриваются. Что-то было видно при обсуждении проекта новой Конституции, а потом все исчезло.
Президент Акаев что-то делал, создавал какие-то площадки, круглые столы, обсуждались национальные стратегии среди гражданского общества и так далее. При Бакиеве такая практика по инерции продолжалась, но каких-то стратегических документов принять не удалось, за исключением локальных планов и проектов, как «Столица», «Культура», «Здравоохранение» и т.д. Действующая власть принимает, утверждает стратегии и концепции развития на заседании Совета по устойчивому развитию, который не известно кого представляет, непрозрачен и принцип его формирования. По какому критерию идет отбор в эту структуру, которая определяет курсы развития?
В то время как подобного рода концепции должны утверждаться, как правило, парламентом в виде закона или указа президента. Такой закон, указ будет обязательным к выполнению всеми органами, включая главу государства, правительство, судебные органы, гражданское общество. Поэтому с коммуникациями у нас никак не получается, всегда какой-то сумбур. Быстро приняли что-то без детального обсуждения и так же быстро приняли отчет о его исполнении, а все вопросы остаются без ответов. Коммуникации, можно предположить, шли между членами Временного правительства, но и они закончились плачевно - посадкой одних членов ВП другими.
Внезапное появление проекта «Таза коом» не было подготовлено предшествующим временем и обсуждениями в гражданском обществе. Проект свалился как снежный ком на голову. И до сих пор даже специалисты не могут понять, в чем состоит суть этого проекта будущего, в чем его ценность. И почему деятельность власти не совпадает с этим проектом. Спешка в его разработке и утверждении не привела к главному - мобилизации общества вокруг правительства, повышению его информированности, чтобы осознанно и результативно выполнить эту программу намерений и действий.
Программа рассматривается общественностью не как общий продукт творчества лучших умов и сил, который бы вдохновлял все слои населения, а скучный продукт бюрократического, кабинетного мышления. Поэтому сейчас важно, на этапе предстоящего 100-дневного отчета, обсудить эти вопросы, чтобы положить нормальное начало всем этим четырем процессам, чтобы они дополняли друг друга и взаимодействовали между собой, создавали новые возможности и перспективы развития. Чтобы этот отчет президента не был похож на сумбурный перечень действий правительства «технократов», который мало кто понял, и как он связан с проектом будущего по названию «Таза коом».
Комментарии