Статья

Декларации о доходах чиновников - основа эффективной борьбы с коррупцией. Опыт Кыргызстана и Украины

Джанар Тентиев

Долгое время в Кыргызстане говорят о борьбе с коррупцией. А между тем она, словно черная дыра, высасывает деньги из карманов граждан, лишает их возможности жить в экономически развитой стране, водить детей в хорошие детсады и школы, лечиться в хороших поликлиниках, иметь отличные дороги, не попадать в автокатастрофы (в том числе из-за распродажи водительских прав и и бардака на дорогах), получать нормальные пенсии, зарплаты учителей и врачей.

Значительная часть денег, вращающихся в стране, вместо того чтобы поднимать экономику, оседает в карманах коррупционеров и обслуживающих их структур, и в итоге поднимает экономику оффшоров и зарубежных стран. Коррупция не позволяет нам жить настолько хорошо, насколько хорошо мы можем трудиться. Мы можем совсем потерять свою страну из-за коррупции.

Но есть ли шансы ее победить? И что для этого нужно сделать? Многие ищут ответы, обращаясь к мировому опыту. А мировой опыт борьбы с коррупцией очень разнообразен.

Что делают для борьбы с коррупцией в других странах

Например, для решения этой проблемы в Сингапуре зарплата министров и других чиновников высокого ранга привязывается к уровню высокооплачиваемых руководителей в частном секторе (банкиров, адвокатов). При этом существует нулевая терпимость к коррупции в госорганах. Никто не может уйти от ответственности, если уличен в незаконной деятельности. В Сингапуре введено понятие «презумпция коррумпированности», согласно которой чиновник, подозреваемый в получении взятки, считается виновным, пока не докажет обратное.

В Голландии гасят коррупцию, материально поощряя госслужащих, на протяжении долгого времени не уличенных в коррупционных действиях, или раскрывших коррупционные действия других чиновников.

В Южной Корее борются с другой причиной коррупции – занимаются упрощением бюрократических процедур, сократили количество контактов граждан с чиновниками, лицензируемых видов деятельности, обязательных согласований и подписей. Корейский закон «О коррупции» дает возможность каждому совершеннолетнему гражданину начать расследование по факту взятки, при этом антикоррупционный орган Кореи (Комитет по аудиту и инспекции) обязан оказывать ему полную поддержку и принять участие в расследовании.

В Китае за последние несколько лет за коррупцию лишились жизни более десяти тысяч китайских чиновников. А других чиновников в качестве урока водят в тюрьмы, где отбывают наказание взяточники. Информацию о вреде воровства дети получают еще с младших классов школы.

В Саудовской Аравии и Эмиратах по нормам шариата коррупция приравнена к воровству: чиновникам, пойманным на взятке, отрубают руку.

В Румынии коррупция считается угрозой национальной безопасности. Если чиновник не может объяснить источник происхождения средств, его имущество конфискуется. Под прицелом Антикоррупционного центра находятся и представители крупного бизнеса, а некоторые из них уже были осуждены. Прокуроры Антикоррупционного центра в своих действиях абсолютно независимы. Сумма возмещенного ущерба за коррупционные действия в 2016 году увеличилась на 72% или 667 млн евро.

В 2016 году за коррупцию судами осуждены 880 обвиняемых, среди них: 1 европарламентарий, 1 министр, 1 сенатор и 7 депутатов, 9 судей. Завершено одно из самых громких коррупционных дел – брат бывшего Президента Румынии Траяна Басеску осужден на 4 года за шантаж и извлечение незаконной выгоды. Так из самой коррумпированной европейской страны Румыния смогла стать европейским лидером по борьбе с коррупцией.

Индекс коррупции 2016 года Transparency international показал, что в первой десятке стран с самым низким уровнем коррупции представлены страны с высоким уровнем экономических свобод и высокотехнологичным укладом экономики. И наоборот, наивысший уровень коррупции в странах, экспортирующих сырье и имеющих низкий уровень экономических свобод.

Как показывает опыт многих стран, для искоренения коррупции необходима твердая государственная воля, эффективное исполнение законов и независимый антикоррупционный орган. Кроме этого, во всех странах где есть положительный опыт с коррупционными проявлениями, ведется серьезная работа по контролю за доходами и расходами чиновников. Без этого невозможно проводить эффективную борьбу с коррупционерами.

В последнее время становится популярным рассматривать опыт Украины в вопросе борьбы с коррупцией. Мне предоставилась возможность ознакомиться с опытом работы гражданских активистов Украины в этой сфере. По их собственному признанию, пока еще рано говорить о том, что у них произошли кардинальные сдвиги в борьбе с коррупцией, проблем остается много.

Однако, по крайней мере, в одном вопросе они действительно существенно продвинулись. Речь идет о внедрении новой системы отчетности чиновников о своих доходах и расходах. Считаю, что если этот опыт будет творчески переработан и внедрен в Кыргызстане, то мы станем ближе к идее прозрачности и подотчетности власти, а значит справедливости и экономического развития. Повысится доверие к государственным органам, и борьба с коррупцией станет более эффективной, так как появится рабочий инструмент по мониторингу и контролю за доходами и расходами чиновников.

Декларация о доходах – важный инструмент для борьбы с коррупцией

Декларации о доходах - это важный инструмент для борьбы с коррупцией. Конечно же от декларации самой по себе толку не будет, если с ней не работать, для начала – проверять тщательным образом. Однако для того, чтобы эффективно проверять, на мой взгляд сама форма декларации должна быть видоизменена.

Вполне справедливо для общества и государства знать о доходах своих чиновников, ведь мы, граждане, выбираем депутатов и президента, а они назначают всех других чиновников государственной машине.

Никто не должен смущаться показать истинные размеры своего дохода и состояния. При этом подход должен быть следующим: чем более подробно показывает свои доходы и расходы чиновник, тем более честным он является. И наоборот, если все знают, что какой-то чиновник является одним из богатейших людей страны, а по декларации он почти ничем не обладает, то возникают сомнения в его честности, а значит в его изначальных намерениях честно служить народу и государству.

А что касается тех, у кого высокие доходы, то честные заработки должны цениться, какими бы высокими они не были. Все честно заработанные капиталы должны уважаться обществом.

Опыт Украины показывает, что детальная декларация является гораздо более эффективным инструментом для обеспечения прозрачности, чем декларация, в которой мало информации и она трудна для понимания. В Украине в декларации доходов отражают все доходы и расходы чиновников, активы и пассивы, сбережения в различных валютах на счетах и в наличности и даже в криптовалютах, какие-либо коллекционные вещи, а также все фирмы и владения с их названиями.

Такая форма декларации является гораздо более удобной для понимания простыми гражданами и активистами гражданского общества, и эффективной для работы соответствующих государственных органов, задача которых мониторить и контролировать законность доходов и расходов чиновников.

А что у нас?

По ныне действующей в Кыргызстане форме декларации, от чиновников требуется предоставление информации о доходах и расходах, однако она является поверхностной и не детализированной. К сожалению, работа с формой декларации, которая есть сейчас в Кыргызстане, является затрудненной, и она не отражает полную картину того, что есть у чиновника и какие средства он тратит. Наша декларация не выглядит полноценной, так как в ней мы не можем видеть подробно какие есть доходы и откуда они, какие конкретно активы и фирмы (личные и родственников) есть у чиновника.

Тем не менее, даже с такой информацией уже сейчас можно и нужно работать. Ниже приводится инфографика по топ-10 (в плане доходов) депутатов Жогорку Кенеша, составленная на основе информации, находящейся в открытом доступе.

Выводы по такой информации каждый может делать для себя сам. Например, для меня сразу встал вопрос – почему расходы депутата О. Бабанова (на момент написания статьи лидер «Республики» еще не сложил депутатские полномочия – прим. Ред.) существенно превосходят его доходы по декларации. Что это? Неправильно заполненная декларация, недостаток информации или нежелание показывать всю картину?

Кроме того, конечно, хотелось бы знать, каким образом были получены доходы, которые указываются нашими депутатами и не утаили ли они чего-нибудь. Такие вопросы, наверное, можно задать многим нашим чиновникам и с этим обязательно должно работать как гражданское общество, так и государственные институты.

В заключение следует еще раз сказать, что самым главным в борьбе с коррупцией является твердая политическая воля высшего руководства страны. Основываясь на такой воле, можно проводить реформы. Относительно же деклараций чиновников надо отметить, что они могут быть простой формальной бумажкой, если эти декларации не проверять и не делать на основе таких проверок соответствующие выводы. А что касается формы декларации и работы с ней, то на мой взгляд их нужно серьезно переработать. В своей следующей статье я для наглядности покажу как выглядит декларация о доходах в Украине и думаю станет понятно почему такой опыт будет для Кыргызстана крайне полезным.

Джанар ТЕНТИЕВ, гражданский активист.

4019

Написать комментарий: