В предыдущем прогнозе Центра политико-правовых исследований (ЦППИ) на 2017 год, опубликованном 23 декабря 2016 г. в ИА “24.kg”, указывалось, что весь год будет проходить под влиянием осенних президентских выборов. Фаворитами президентской гонки назывались четыре политика, один из которых был Сооронбай Жээнбеков, как ставленник действующего на тот момент президента А.Атамбаева. Отмечалось, что выборы будут конкурентными и напряженными, но в конечном итоге они пройдут без серьезных эксцессов для страны. Почти все прогнозы подтвердились на практике за исключением того, что вместо Б.Торобаева, снявшего свою кандидатуру, в четверку фаворитов вошел А.Мадумаров. Президентом КР был избран С.Жээнбеков. Избирательная кампания проходила крайне напряженно, но это напряжение осталось в рамках разумного и не выплеснулось в радикальные события и насильственные действия.
В экономической сфере ЦППИ прогнозировался застой, поскольку все потенциальные инвесторы, частные и государственные организации, ждали результатов выборов и в условиях неустойчивой политической системы не рискнули бы приступать к реализации своих планов. Особенно это касалось мега-проектов – каскад ВН ГЭС, Камабарата-1, железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Все прогнозы сбылись. В сфере экономики не был запущен ни один мега-проект, а серьезные потенциальные инвесторы не рисковали приступать к своим планам, не дождавшись результатов выборов.
Во внешнеполитической сфере прогнозировался тренд на выражение особо теплых чувств в отношении России и все это в основном предполагалось в связи с известным влиянием России на настроения избирателей в Кыргызстане. Особо подчеркивалось, что основной тренд на изменения во внешней политике будет связан с Узбекистаном и его новой политикой открытости по отношению к соседям. Эти прогнозы также нашли свое отражение на практике. Единственное, что не было спрогнозировано ЦППИ – резкое обострение отношений и последующая торговая война между Кыргызстаном и Казахстаном.
В целом прогноз ЦППИ на 2017 год показал верную оценку предстоящих ключевых событий во внутренней политике, экономике и внешнеполитической сфере.
Прогноз на 2018 год
Предлагаемый прогноз основан на анализе ситуации в стране, интересов основных групп влияния и предыдущего поведенческого опыта ключевых акторов на политическом поле Кыргызстана.
1. Внутренняя политика
В стране складывается новая конфигурация политической системы, в которой несколько значимых акторов – президент С.Жээнбеков и его окружение, экс-президент А.Атамбаев и его окружение, разрозненные политические группы, часть из которых выступает с оппозиционной риторикой, а часть ищет способы примкнуть к действующему президенту. Установление новых форм взаимодействия между президентом, правительством и парламентом будет важным фактором политического года 2018. Премьер-министр С.Исаков и его правительственная команда на протяжении года не будут представлять собой самостоятельную политическую силу, а продолжат оставаться под патронажем А.Атамбаева. Вместе с тем, успехи правительства в проведении заявленных реформ могут вывести С.Исакова на новую ступень, где он будет играть уже самостоятельную роль публичного политика.
При такой конфигурации власти взаимодействие между президентом, парламентом и правительством в значительной мере будет определяться темпами становления С.Жээнбекова как самостоятельного президента. Влияние А.Атамбаева на парламент и правительство в 2018 году продолжится, но оно будет иметь тенденцию к снижению.
Большого конфликта, связанного с определением «кто в доме хозяин», между С.Жээнбековым и А.Атамбаевым скорее всего не будет. Если такой конфликт произойдет, то он ударит по обоим политикам, одного существенно отодвинув от центра принятия решений и поставив под давление репрессивной машины государства, а второму создав головную боль в виде оппозиционера, имеющего существенный политический капитал и богатый опыт оппозиционной деятельности. Чувство самосохранения политиков и их взаимные обязательства в 2018 году будут преобладать над желанием стать единственным центром принятия решений.
В стране сложится ситуация двоевластия, когда президент и экс-президент имеют некий неформальный договор по поводу ключевых кадровых назначений и контролю за ситуацией в экономической сфере. Все это, в определенной степени, будет способствовать поддержанию стабильности в стране, но будет мешать проведению кардинальных реформ, поскольку не позволит президенту и правительству проводить решительную кадровую чистку и обновление госаппарата.
Так называемое конструктивное оппозиционное поле займут А.Мадумаров, Т.Сариев и еще ряд политиков, которые в той или иной форме принимали участие в недавних президентских выборах. Радикальное оппозиционное поле будет некоторое время пустовать, но скоро заполнится политиками, которые не нашли свое место в новой политической системе, но при этом имеют кланово-региональную поддержку.
Бывший кандидат в президенты О.Бабанов не вернется в страну, хотя будет стараться договориться с С.Жээнбековым и А.Атамбаевым о своем возвращении.
Правительство С.Исакова будет прилагать большие усилия для реализации программы «Таза Коом», справедливо полагая что от этого зависит его судьба. Частично это удастся, однако существенные части программы, из-за отсутствия финансирования, рискуют быть невыполненными. Более того, сама программа «Таза Коом» может стать жертвой неэффективности, неповоротливости и коррумпированности государственного аппарата.
Основные трудности правительства по проведению реформ будут связаны с тем, что современные технологии будут пытаться наложить на госаппарат, который системно пока остается прежним – малоэффективным.
Президент С.Жээнбеков будет занимать относительно нейтральную позицию по вопросам внутренней политической и экономической жизни страны, сосредоточившись на внешней политике. Однако кадровые решения по ключевым направлениям – безопасность, финансы и бизнес – будут, как минимум, согласовываться с ним. Будет заявлена активная антикоррупционная борьба. Однако на практике надо будет решить две главные задачи: 1) определить, как проводить реальные, а не имитационные реформы и 2) решить, стоит ли вообще проводить реальные реформы, которые неизбежно приведут к конфликту со значительной частью политической элиты, или же просто делать вид, что борьба с коррупцией успешно идет.
Жогорку Кенеш традиционно будет проявлять лояльность к президенту и суровость по отношению к правительству, которое он сам же формально сформировал. Олигархически-ориентированный парламент не будет играть сколько-нибудь серьезной роли в принятии ключевых политических решений. Влияние президента и экс-президента на парламент, посредством метода «кнута и пряника», продолжится.
Для досрочных парламентских выборов в 2018 году нет правовых и политических оснований. Кроме того, в досрочных выборах ЖК мало заинтересован президент С.Жээнбеков.
Досрочные выборы в ЖК могут произойти, только если А.Атамбаев решится на такой шаг и посчитает, что в состоянии сформировать новый парламент, который будет более лояльным к нему и его партии. В случае если будет сформирован новый ЖК именно с таким составом, то следующим шагом на политической повестке дня станет поднятие вопроса о проведении конституционной реформы, с переходом на чисто парламентскую форму правления, где президент будет избираться не всенародно, а законодательным органом. Если же досрочные выборы не дадут желаемый для экс-президента результат, то это приведет к фактическому отходу А.Атамбаева от активной политической деятельности.
2. Экономическая политика
На пути курса правительства, нацеленного на либерализацию экономики, будет немало системных проблем. Либеральная экономика это, прежде всего, жесткое соблюдение контрактных обязательств и независимая судебная система, которой доверяет население и бизнес. Свобода экономической деятельности является вторым ключевым составляющим такой экономики. В КР есть свобода бизнеса, но есть и огромный недостаток по части соблюдения договоров, функционирования независимых судов и широко распространенной коррупции. Без решения первой задачи, правительству сложно будет выполнять намеченные планы, указанные в Стратегии 2040.
Экономическая ситуация в 2018 году радикально не поменяется. Для системных кризисов, равно как и взлетов, пока нет оснований. По-прежнему основными драйверами экономики страны будут горнодобывающий сектор, сфера услуг и денежные переводы наших мигрантов из-за рубежа. Заявленные масштабные реформы по улучшению работы государственных органов, если и будут реально начаты, в 2018 году не успеют еще существенно повлиять на страну.
В 2018 году, наконец, сдвинется с мертвой точки и будет запущена реализация проекта железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда в этой дороге сильно заинтересованы все три стороны. Решение по ширине колеи дороги будет принято в пользу стандартной (узкой), поскольку в этом случае экономическая целесообразность дороги сильно увеличивается. Широкая колея не интересна китайцам, а без них финансирования проекта не будет. Для Кыргызстана узкая колея не принесет каких-либо больших неудобств, зато увеличит преимущества нашего участка «шелкового пути» перед альтернативными железнодорожными путями в Казахстане и России по более скоростному транзиту товаров.
Другой мегапроект «Камбара-Ата-1» в 2018 году, скорее всего, не будет запущен. Экономически этот проект не такой привлекательный для соседних стран, а собственных средств у Кыргызстана на него нет. По «Камбар-Ате-1» и «Верхне-нарынскому каскаду», тем не менее, будут продолжаться попытки поиска инвест-партнеров, которые возможно дадут результаты в будущем. Скандал с компанией Лигласс сильно повлиял как на правительство, так и потенциальных инвесторов. Осторожность по поводу новых инвесторов будет одним из главных трендов в работе госорганов. Это будет помогать правительству быть более разборчивым, но и в какой-то мере тормозить скорость работ в этом направлении.
Крупных торговых конфликтов с Казахстаном, подобных прошедшему, не будет. Однако периодически будут возникать конфликтные ситуации, связанные с защитой Казахстаном своего рынка от товаров из Кыргызстана.
Реализация китайского проекта «Один пояс, один путь» будет набирать обороты и все больше вовлекать в свою орбиту Кыргызстан. Также будет шириться участие китайских компаний в реализации правительственной программы «Таза коом». Экономические последствия этого для Кыргызстана будут благоприятные. Однако рост финансовых потоков, в свете незрелости и коррумпированности части политической элиты страны, может послужить причиной череды коррупционных скандалов.
3. Внешняя политика
Основным трендом внешней политики в 2018 году станет рост взаимного сотрудничества Кыргызстана со своим соседом с запада – Узбекистаном, и востока – Китаем.
Во внешней политике продолжится стратегическое сотрудничество с Россией. Предстоящие президентские выборы в России только подтвердят лидерство В.Путина и никакой интриги там не предвидится. Точно так же не предвидится никаких резких изменений в отношениях между Кыргызстаном и РФ.
После окончания торгово-пограничного скандала между КР и РК отношения формально будут находиться на хорошем уровне. Однако осадок от скандала будет ощущаться еще весь 2018 год, что возможно будет выражаться в сдержанном отношении властей друг другу, долгой и рутинной работе над «устранением проблем на границах», где каждая из сторон будет не уступчивой и т.п. Тот факт, что А.Атамбаев по-прежнему будет оставаться в большой политике Кыргызстана также будет влиять на отношения между КР и КЗ.
Отношения с западными странами не претерпят серьезных изменений. Отношения со странами арабского мира и Турцией останутся примерно на том же уровне, что и в 2017 году.
4. Что может стать главными прорывом года и разочарованием года? Главные риски года
Главным прорывом года может стать начало практической реализации проекта по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Значение этой дороги для Кыргызстана трудно переоценить. Она может существенно изменить структуру экономики, а также, в долгосрочном плане, позитивно повлиять на социокультурную среду страны.
Еще одним прорывом года может стать реализация проектов «Умный город» и реформа ГУОБДД (ГАИ). В случае если эти проекты окажутся успешными, то это будет чуть ли не первая реальная «success story» (успешная история) по проведению реформ в Кыргызстане.
Разочарованием года, соответственно, могут стать провал по запуску проекта железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», а также неумелое проведение реформы ГАИ и неудачи по внедрению проекта «Умный город». Провал этих проектов может поставить крест на имидже технократов-реформаторов нынешнего молодого правительства.
Главным риском года является снижение толерантности в обществе по отношению к своим идейным и идеологическим оппонентам. На фоне экономических проблем, бедности, роста экстремистских настроений, все это может вести к обострению политического противостояния и насильственным действиям.
Ситуация будет осложняться и проблемами в части скорости и качества проведения заявленных реформ. Из-за существующего двоевластия, есть риск того, что основные усилия политиков будут тратиться на удержание и рост своего политического влияния, а не на продвижение необходимых для общества реформ.
Комментарии