Статья

Бюджет тревоги нашей – прогнозы о доходной части государственной казны КР

Часто со стороны общественности высказываются мнения о том, что государство и граждане живут в двух параллельных мирах. Что решения, принимаемые властями, остаются на бумаге и не находят своего отражения в реальной жизни населения. И, положа руку на сердце, в этом есть определенная доля правды. Большинство законов достаточно виртуальны, и эффект от их принятия скажется далеко не сразу, если вообще будет заметен.

Но есть одно исключение. Каждый год государством принимается один закон, который имеет самое что ни на есть реальное воздействие на жизнь в стране. Речь идет о нашем бюджете. Каждый год правительство совместно с парламентом определяют, сколько денег будет собрано государством и как они будут потрачены. Речь идет о реальных ресурсах - десятках, а в последние годы сотнях миллиардов сомов. А что может быть реальнее, чем деньги? Где-то будет построена школа. Кому-то повысят зарплату. Отремонтируют дорогу. Подключат новую подстанцию. Прямые результаты, которые можно пощупать руками. Причем все это будет сделано на средства, которые государству дадут сами граждане, оторвав от своих доходов.

На мой взгляд, бюджету в Кыргызстане уделяется незаслуженно мало внимания. Вокруг него сложилось немало устойчивых мифов. Например, большинство людей свято уверены, что в основном бюджет идет на содержание чиновников, их машины, командировки, прочие расходы. Кто-то считает, что при желании зарплаты учителям и врачам можно легко поднять в несколько раз. Разные и зачастую полярные мнения по поводу государственной собственности, помощи доноров и другим вопросам. Давайте на примере недавно принятого бюджета на 2018 год попробуем разобраться, что из этого является правдой, а что не соответствует действительности.

Речь у нас пойдет только о республиканском бюджете. Это те средства, которые собираются и тратятся на уровне страны. Кроме республиканского, есть еще понятия государственного и консолидированного бюджета. В государственный бюджет, кроме республиканского, входят еще местные бюджеты. Это бюджеты местного самоуправления от самого мелкого айыл окмоту до бюджета Бишкека. В консолидированный бюджет, кроме государственного, входят также средства Социального и других внебюджетных фондов. Часто люди путают эти виды бюджетов, отсюда возникают разночтения при трактовке различных цифр, публикуемых государственными органами.

Рассматривать бюджет страны можно также как бюджет обычной семьи, который ведет каждый гражданин. Никакой принципиальной разницы между ними нет. Точно так же на год есть определенные, планируемые к поступлению доходы, также планируются расходы. Расходы могут быть постоянными, то, без чего никак не обойтись. Например, для семьи это продукты, коммунальные платежи, транспорт, а для государства это выплата зарплат, пенсий, пособий, поддержание в рабочем состоянии общественной инфраструктуры в виде дорог и мостов, расходы на безопасность и т.д. Также расходы могут быть неожиданными и разовыми, например, проведение какого-нибудь юбилея или другого мероприятия. Если доходов не хватает на покрытие расходов, то граждане идут занимать деньги у знакомых или в банк. Государство в этом случае поступает точно так же, занимая деньги либо у внешних доноров, либо на внутреннем рынке.

Обычно наибольший интерес у общества вызывает то, как государство собирается тратить деньги, но для порядка начнем с доходов.

Всего бюджет в 2018 году планирует получить доходов на 142,5 миллиарда сомов.

Это почти на 16 миллиардов сомов больше, чем в нынешнем 2017 году. Рост более чем на 12%. При этом экономический рост в стране на 2018 год ожидается на уровне 3,6%. Даже с учетом инфляции мы видим, что темпы роста доходов бюджета продолжают превышать темпы роста экономики, как это регулярно происходило в последние годы. Это вообще-то в целом позитивная новость. Ведь налоговые ставки не увеличиваются, значит опережающий рост идет за счет постепенного улучшения администрирования и сокращения теневой экономики. Посмотрим по итогам 2018 года, обоснованы ли такие оптимистические расчеты правительства.

Все предполагаемые доходы можно разделить на 3 большие группы. Налоговые доходы, неналоговые доходы и официальные трансферты или если проще – гранты в бюджет со стороны многосторонних и двусторонних доноров.

Всего за счет налогов в 2018 году планируется собрать 106 миллиардов сомов или около 75% от всей суммы доходов.

Основным источником налоговых доходов, как и ранее, будет НДС. Он обеспечивает 52,5 миллиарда сомов или почти половину от всех налоговых поступлений. Поэтому все периодически возникающие разговоры о том, что нам нужно отказаться от НДС, который является слишком сложным для администрирования и создающим коррупционные схемы, так и остаются разговорами. Я сам был в свое время сторонником этой идеи, но слишком уж велика его доля в доходах бюджета, заместить ее другими налогами практически нереально.

Недаром отец экономических реформ в Грузии Каха Бендукидзе говорил, что ни одна страна мира, которая внедрила НДС, потом не смогла от него отказаться. Не смогла и Грузия. Думаю, и Кыргызстан вряд ли станет пионером. Те страны, где в налоговой системе отсутствует НДС, например, США, просто никогда его не использовали. Поэтому нам нужно думать об упрощении администрирования НДС, чтобы сделать его максимально безболезненным для предпринимателей. Путем внедрения электронных счет-фактур, реестров плательщиков, упрощенной и автоматической системы возврата и т.д.

Другая интересная цифра – это налог на прибыль. Он составляет 5,6 млрд сомов. Как видите, это почти в 10 раз меньше налога на добавленную стоимость. А ведь разница в ставках между этими двум налогами не так уж велика - 10 и 12 процентов. База для расчета этих двух налогов не полностью идентична, но во многом схожа. Выходит, все дело в администрировании. НДС государством собирается сразу, и потом государство его должно возместить или принять к зачету. Налог на прибыль собирается в конце налогового периода. Получается, что никакого реального возмещения НДС в нашей экономике нет. НДС по сути является налогом с оборота. Об этом косвенно свидетельствует и сумма, заложенная в бюджете на возмещение НДС в размере 500 миллионов сомов, что более чем в 100 раз меньше собираемого объема НДС.

Будущая фискальная политика должна быть направлена постепенное выравнивание этих налогов. С одной стороны, налоговики должны учиться лучше администрировать налог на прибыль. С другой, собирать НДС именно как налог на ДОБАВЛЕННУЮ стоимость, а не на всю. В страну, где НДС 12%, инвесторы пойдут с радостью, от страны, где 12% составляет налог с оборота, они будут шарахаться как черт от ладана.

Доходы республиканского бюджета от подоходного налога с физических лиц составят 5,1 миллиарда сомов. Здесь стоит отметить, что данный налог подлежит зачислению в пропорции: в республиканский бюджет – 50 %, в местные бюджеты – 50 %. Всего сборы подоходного налога по стране составляют чуть больше 10 миллиардов сомов.

Около 19 миллиардов сомов планируется собрать за счет налога на международную торговлю и операции. Что это за таинственный налог, которого нет в нашем Налоговом кодексе, сразу и не сообразишь. Выяснилось, что это наша доля от таможенных пошлин, выплачиваемых КР от ЕАЭС. Напомню, что согласно Договору об ЕАЭС, мы имеем право на 1,9% от общей суммы сборов единого таможенного тарифа. Предлагаю правительству так и писать в следующий раз в законе о республиканском бюджете. Всегда проще, когда вещи называют своими именами.

Почти на 4 миллиарда по сравнению с 2017 годом увеличатся поступления от акцизного налога, составив весьма солидные 12,7 миллиарда сомов. Это связано с увеличением акцизов на ряд наименований алкогольной и табачной продукции. Тоже в принципе хорошая новость, ведь эти товары не являются социально необходимыми и, на мой взгляд, именно акцизы должны быть основным резервом для увеличения доходов бюджета в будущем.

Наш бюджет, хоть и выше в разы чем раньше, но все же до сих пор представляет собой бюджет выживания.

Он, по сути, не позволяет решать никаких серьезных задач по развитию страны, привлекать профессиональные кадры на госслужбу, и создает все условия для того, чтобы наши бюджетники от милиции до врачей находились в постоянных поисках нетрудовых доходов.

Доля неналоговых поступлений в доходах бюджета составит почти 22 миллиарда сомов. Около половины из нее составят поступления от оказания государственными органами платных услуг. Теперь становится понятнее, почему государство так неохотно идет на сокращение количества госуслуг, несмотря на постоянно декларируемые намерения об их сокращении и передаче на аутсорсинг частному сектору. Ведь прибыль от оказания государственных услуг практически в 2 раза превышает налоги от того же Кумтора. Весьма и весьма солидная сумма. Но все-же в перспективе ее роль в доходах бюджета должна постепенно сокращаться. В цивилизованных странах государство довольствуется собираемыми с граждан и бизнеса налогами, а услуги либо предоставляет бесплатно, либо доверяет это делать частному сектору.

Кроме всего прочего, у государства в Кыргызстане остается еще достаточно большое количество собственности. Это могут быть здания и сооружения, принадлежащие государственным органам, земельные участки, движимое имущество, государственные предприятия, а также доля государства в различных компаниях, которая может варьироваться от 100% до совсем небольшой. Если у вас есть какая-то собственность, вами не используемая, или участие в бизнесе, то вы, естественно, заинтересованы не просто во владении ею, а в получении какого-то дохода. Так же поступает и государство.

Общие поступления от всех государственных предприятий в виде дивидендов и прибыли в 2018 году составят 3,7 миллиарда сомов. Почти в 2 раза предполагается увеличить доходы от аренды государственной собственности - до 790 миллионов сомов. Много это или мало? На мой взгляд, это неоправданно мало. Есть серьезное подозрение, что эта сумма даже не покрывает субсидии, явно или опосредствованно выделяемые из бюджета на содержание государственного сектора экономики. А если убрать из этих цифр доходы от двух компаний - Мегакома и Кумтора - то поступления от государственной собственности станут практически невидимыми.

Что вы сделаете, если у вас есть собственность, которая не приносит никакого дохода, которую вы не используете, но при этом вы вынуждены тратить на нее ваше время и ресурсы, содержать управляющих, нещадно вас обворовывающих? Я бы лично такую собственность постарался продать. Впрочем, государственная собственность в Кыргызстане и ее использование - это тоже тема для отдельного разговора.

Ну и последнее. Иногда семьям, находящимся в нелегкой ситуации, помогают знакомые, друзья, родственники, просто неравнодушные люди. И нашей стране тоже оказывают такую поддержку наши международные партнеры. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о безвозмездной помощи, которая дается не в долг, а в виде грантов. Такая помощь отражается в бюджете как доходы, тогда как заемные средства – отражаются в виде средств на покрытие дефицита бюджета. Всего в 2018 году мы получим такой поддержки почти на 15 миллиардов сомов.

Наверное, кто-то обратит внимание, что в доходах республиканского бюджета отсутствуют налоги на основе обязательного и добровольного патента. Согласно законодательству, они на 100% зачисляются в местные бюджеты. Для справки, от патентов в 2018 году государство планирует получить около 2,7 млрд сомов. Также вы не увидите в республиканском бюджете земельного налога (1,1 млрд сомов), налога на транспорт (0,8 млрд сомов), налога на недвижимое имущество (0,8 млрд сомов). Эти налоги тоже на 100% зачисляются в местные бюджеты.

Формирование и использование местных бюджетов – это тема для отдельного, большого анализа, здесь просто укажем, что собираемая сумма этих налогов в государственных масштабах очень небольшая, хотя такие налоги во всем мире считаются наиболее легко администрируемыми и наименее коррупционными, и по идее они должны формировать прочную финансовую базу для решения проблем на местном уровне.

Финансовая децентрализация в Кыргызстане пока произошла только на бумаге.

Все доходы республиканского бюджета в 2018 году отражены в таблице. Так как принятый парламентом закон о бюджете еще не опубликован, то цифры взяты на основе бюджета, одобренного постановлением правительства. В ходе его одобрения Жогорку Кенешем, возможно, произошли небольшие изменения, непринципиального характера.

Таблица доходов республиканского бюджета на 2017-2018 годы (тыс. сомов)

Наименование

2017 год

2018 год
(проект)

Доходы с официальными трансфертами

126,828,552.6

142,581,872.1

Налоговые доходы

93,198,367.0

106,010,366.6

Подоходный налог с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики

4,758,300.0

5,133,000.0

Налог на доходы физических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики

1,965,492.0

2,140,420.0

Налог на прибыль

6,031,800.0

5,629,200.0

Налог на валовый доход Кумтор

5,751,800.0

5,665,700.0

Налог на добавленную стоимость (НДС)

45,202,900.0

52,501,900.0

Налог с продаж

2,073,350.0

2,284,150.0

Акцизный налог

8,980,116.0

12,718,106.6

Налоги за пользование недрами

682,120.0

888,190.0

Налоги на международную торговлю и операции

17,752,489.0

19,049,700.0

Неналоговые доходы

20,694,322.0

21,788,316.5

Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам

1,031,240.9

1,031,241.0

Дивиденды

1,610,181.8

3,269,571.0

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики

3,000,000.0

1,500,000.0

Прибыль государственных предприятий

457,629.3

367,090.5

Арендная плата

360,025.6

790,000.0

Платежи

1,828,774.3

1,898,689.0

Государственные пошлины

244,295.5

278,000.0

Поступления от оказания платных услуг

8,685,238.1

10,510,728.1

Штрафы, санкции, конфискации

378,622.0

400,000.0

Добровольные трансферты и гранты единицам государственного сектора

 

 

Прочие неналоговые доходы

3,098,314.5

1,742,996.9

Официальные трансферты

12,935,863.6

14,783,189.0

4266

Написать комментарий: