Сегодня достаточно молодой Евразийский экономический союз (ЕАЭС) переживает непростые времена. Это связано в первую очередь с недостаточно согласованными экономическими, правовыми проблемами, механизмами регулирования торговых взаимоотношений, неготовностью стран участниц приспособиться под новые реалии, отсутствие единых договоренностей о правилах игры, коррупцией государственной системы и так далее. Более того, кризис отражает проблемы внутриполитической среды Кыргызстана и Казахстана. На сегодняшний день, развитие правового пространства ЕАЭС демонстрирует неоднозначность и проблемность в развитии партнерских отношений.
Существующие торговые противостояния и противоречия по линиям Москва-Минск, Москва-Астана, и теперь еще и по линии Бишкек-Астана, требуют пристального изучения экспертов и аналитиков. Как показывает исторический опыт складывания различных союзов, в них протекают как интегрирующие, так и центробежные процессы. Учет тех и других позволяет формировать такую политическую повестку, которая отвечает долгосрочным политически оправданным целям интеграционного процесса. Исследование каждой ситуации конфликта на молодом пространстве ЕАЭС показывает тесное сплетение экономических и политических интересов разных сторон и сил.
Здесь хотелось бы рассмотреть противостояние партнеров по линии Бишкек-Астана. Кризис отношений проявляется как минимум в трех плоскостях: политическом, правовом и социально-экономическом. Сложность в таких взаимоотношениях прослеживается с начала 90-х годов. Их описание и пути выхода их кризиса могут стать предметом научной работы или же действенного аналитического документа. Корни возникшей напряженности между Кыргызстаном и Казахстаном намного глубже, чем отсылка на несоблюдение нашей стороной правил ЕАЭС.
При вступлении в ЕАЭС Кыргызстану были предоставлены смягчающие условия приобщения к новому экономическому сотрудничеству. Наши партнеры по Союзу понимали, что Кыргызстан не готов исполнять все установленные нормы ЕАЭС. Безусловно, что Кыргызстан выигрывает от сотрудничества, и эта польза связана с возможностью устроения трудовых мигрантов, более активного вкладывания казахских, российских, белорусских инвестиций в экономику страны, расширение реального рынка сбыта кыргызской сельскохозяйственной и швейной продукции, самое главное, развитие промышленности и иное использование возможностей ЕАЭС.
Безусловно, что при этом Кыргызстан должен будет перейти с Китаем к новым форматам взаимоотношений (например, к созданию совместных предприятий на территории нашей страны), что безусловно может делать экономику более устойчивой. В конечном итоге, нашей стране дано время и некоторые ресурсы для построения национальной экономики в новых реалиях, чего бы не стало складываться, не будь Кыргызстан участником евразийского сотрудничества. Наши партнеры по Союзу сквозь пальцы смотрели на ситуацию кыргызско-китайской границы, соблюдение фитосанитарных норм и так далее. Ведь с точки зрения создания единого экономического пространства, интеграция в дальнейшем дает преимущества в развитии. Конечно же у этой идеи имеются и противники.
Резкие осложнения стали происходить, на фоне экономического спада кыргызско-казахских экономических отношений, после того как президент Кыргызстана в резких формах высказался в отношении президента Казахстана и их власти в целом. Эти высказывания были связаны с предвыборным приездом Омурбека Бабанова к Нурсултану Назарбаеву и оказываемой политической поддержкой этого кандидата на пост президента. Вообще для нашей страны не ново, когда претендент на пост главы ищет среди зарубежных игроков помощи. То же самое делали и предыдущие главы нашего государства.
В этой связи на выступление Алмазбека Атамбаева последовал ряд не менее резких замечаний со стороны правительства и властей РК. После этого 10 октября пограничные службы Казахстана без публичных предупреждений в одностороннем порядке ужесточили пропуск людей и грузов с кыргызской стороны. Казахская сторона сообщала, что 1 октября 2017 года она запустила подсистему "Транзит", выявив нарушения таможенного законодательства и факты экономической контрабанды на казахстанско-кыргызстанской границе, что принесло им многомиллионные убытки.
Усиление границы сопровождалось дипломатическими перепалками. Резко осложнился переезд большегрузов с кыргызскими номерами на российско-казахской границе. Власти Казахстана мотивировали свои действия борьбой с контрабандой и «серым» и неучтенным импортом. Образовывающиеся на границе огромные очереди стали вызывать серьезные проблемы, убытки и даже смерть женщины, простоявшей в очереди около 5 часов. Со стороны Кыргызстана последовали ответные заявления, показывающие, что во всех странах ЕАЭС существует проблема неучтенных товаров, в том числе и в Казахстане. Продолжая конфликтную риторику, Кыргызстан отказывается от 100 миллионов долларов Казахстана на помощь по вступлению Кыргызстана в ЕАЭС.
В Кыргызстане политику по усилению контроля за пересекающих границу граждан и автотранспорта в СМИ стали называть «блокадой» (экономической, политической и так далее). Железнодорожные перевозки не подпали под строгие меры наших соседей. Следует заметить, что Казахстан неоднократно в одностороннем порядке перекрывал границы и ранее, начиная с 90-х годов. Наиболее резонансным было закрытие границ в 2005 и 2010 годах после переворотов и последовавшими событиями. Сегодня в Казахстане данные действия назвали вынужденной мерой, связанной с несоответствием продукции, ввозимой на территорию страны, а также нормам в рамках ЕАЭС.
При этом та и другая стороны высказывают готовность решить вопрос дипломатическим путем. На сегодняшний день формально предпринимаются попытки разрешить на официальном уровне возникшую проблему. Так, были сняты ограничения для прохождения паспортного контроля физическим лицам с багажом, а в последующем и для легковых машин. По итогам встреч правительств Кыргызстана и Казахстана были достигнуты договоренности по созданию «Дорожной карты». Проект документа состоит из 48 пунктов, которые направлены на разрешение всех имеющихся вопросов между двумя странами. Согласование этого документа также сопровождается повышением градуса напряженности между государствами и взаимными упреками.
На сегодняшний день «Дорожная карта» не была подписана кыргызской стороной ввиду того, что, по мнению кыргызской стороны, она слабо проясняет ситуацию на границе. Правительство Кыргызстана ожидает гарантий, которые позволят большегрузным транспортным средствам пересекать границу беспрепятственно. Возможно, что согласование этих договоренностей потребует значительного количества времени.
Разворачивается конфронтация и по другим официальным фронтам. Кыргызстан объявил, что спустит в Кировском водохранилище воду, тем самым обозначив свои политические рычаги и негативные последствия манипуляции водными ресурсами. В начале ноября Кыргызстан запрещает, обещая налагать штрафы, ввоз на территорию своей страны необогащенной витаминами казахской муки. Казахстан не остается в долгу и со своей стороны предпринимает политические шаги и, как следствие, усиливает экономическое давление. Так, в начале ноября Казахстан запретил ввоз молочной, мясной и кондитерской продукции из Кыргызстана, мотивируя это решение поставками некачественного товара.
Фермеры Казахстана выступают против поставок в страну картофеля, ввиду, с их точки зрения, несоблюдения санитарных угроз. Некоторые сложности возникали и с поставкой угля из Казахстана, что сразу же стало способствовать повышению цен на внутреннем рынке Кыргызстана. Помимо этого, вскрывается ряд непродленных двусторонних договоров, усугубляющих положение Кыргызстана. Связаны эти события или нет, однако эта связка проблем негативно сказывается на отношении к власти как в Кыргызстане, так и в Казахстане. На волне создающегося политического кризиса, активизируя протестный потенциал оппозиционных сил, которые отражают определенную часть общественного мнения и уязвимые стороны взаимоотношений.
Убытки от возникшей ситуации ощутимы. Например, в заявлении одного эксперта отмечается, что значительная часть грузовых машин двигалась с товаром в Россию, и лишь около 20% предназначались для Казахстана. Стоящие на границы грузовые машины терпят убытки из-за порчи продуктов. На этом фоне звучат призывы к гражданам Кыргызстана покупать эти скоропортящиеся продукты. Убытки также терпит перспективная в Кыргызстане швейная отрасль. В последнем случае ситуация могла бы отразится на стоимости товаров, предназначавшихся для стран ЕАЭС в сторону уменьшения. Тем не менее, и казахская сторона терпит убытки, особенно юг страны. В условиях рекордного урожая в Российской Федерации, Казахстану сегодня, по мнению Лязат Шибутовой, необходимы рынки сбыта, в частности Кыргызстан. Там наблюдается рост цен на овощи и фрукты.
Отмечается коррупционная составляющая при досмотре машин: при неформальной оплате пограничникам Казахстана, груз подвергаясь меньшему осмотру может пересечь границу. Депутат Жогорку Кенеша Жанар Акаев указывает, что каждый предприниматель (то есть каждая бизнес-организация), оказавшийся заложником ситуации на границе в день теряет около 10 тыс. долларов. Последствия такой политики создает у инвесторов и предпринимателей нежелание сотрудничать с Кыргызстаном, так как риски потери финансовых средств в любой момент достаточно высоки.
Правительство Кыргызстана начало принимать ряд мер, направленных на поддержку предпринимателей и в частности фермеров, которые стали нести убытки от возникшей ситуации, в связи с чем, были внесены поправки в Бюджетный кодекс страны. В международных отношениях Кыргызстан также поднимал вопрос с возникшей ситуации на границе. Так, депутат парламента Кыргызстана Т. Масабиров предложил комиссии ЕАЭС побывать на границе, чтобы на месте изучить ситуацию. На встрече членов ЕАЭС в Ереване премьер-министр КР Сапар Исаков поднял вопрос о сложившейся ситуации, пытаясь привлечь внимание России. При этом теперь уже экс-президент Алмазбек Атамбаев в одном из своих заявлений упрекнул российскую сторону в том, что она не влияет на возникшую ситуацию.
В ноябре Кыргызстан обратился в ВТО с просьбой признать действия Казахстана неправомерными и поспособствовать, используя свои рычаги, решить ситуацию. Бизнес-сообщества Кыргызстана также направляют обращения к правительствам Кыргызстана и Казахстана с просьбой быстрее разрешить возникший конфликт. По мнению некоторых экспертов, обращение Кыргызстана в ЕАЭС и ВТО для разрешения ситуации мало что даст, однако некоторыми экспертами рекомендуется обращаться в международные судебные органы, в частности в Евразийский суд, что позволит в дальнейшем устранять подобные прецеденты. В конце ноября на заседании ООН Кыргызстан поднял вопрос о ситуации на кыргызско-казахской границе. Кыргызская сторона выразила надежду, что принимаемый документ послужит важным импульсом для прекращения создания препятствий, которые не должны подрывать добрососедских отношений между народами, так как это наносит ущерб развитию обеих стран.
В общественном пространстве не возникло пока острых межнациональных споров, так как в данном случае вектор был выбран конструктивный и бесконфликтный. Однако часть общественных и политических активистов отреагировали на создавшуюся ситуацию довольно резко. Известное в Кыргызстане своими одиозными выступлениями движение «Кырк Чоро» провело акцию около здания посольства Казахстана в Бишкеке с требованием открыть границу. Турсунбек Акун, проводя митинг около посольства Казахстана, потребовал открыть границы для большегрузных автомобилей, в противном случае он призывал власти Кыргызстана выйти из ЕАЭС.
Представители некоторых общественных организаций и движений призвали теперь уже президента Сооронбая Жээнбекова извиниться перед Нурсултаном Назарбаевым и совершить свой первый официальный визит в Казахстан. Недружественные голоса звучали от некоторой части общественности и с казахской стороны. Однако, по инициативе общественных деятелей Кыргызстана, был запущен институт народной дипломатии, который на своем уровне пытается смягчить последствия возникшего кризиса и разрешить некоторые возникшие сложности.
На самом деле эта ситуация открыла некоторые скрытые потенциально конфликтные причины, которые выражались в контрабандных схемах реэкспорта из Китая. Отсутствие осмотра сельхозпродукции, слабые правовые механизмы исполнения законодательства в рамках ЕАЭС своими негативными следствиями проявились только сейчас. С другой стороны, ярко проявилась конкуренция за товарные потоки с Китаем, а обостренная ситуация может быть выгодна для некоторых предпринимательских кругов Казахстана в перераспределении товаропотоков напрямую через свою территорию. С другой стороны, некоторый спад продажи товаров из Китая не выгоден и самой Поднебесной. Таким образом, может быть переориентирован рынок сбыта и стимулирована торговля на рынке Хоргос. Конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном для ЕАЭС показал, что любые достигнутые договоренности могут быть перечеркнуты в одностороннем порядке политической волей одной из сторон.
Таким образом, из возникшей ситуации можно сделать следующие выводы:
Центральная Азия на сегодняшний день не демонстрирует себя в качестве состоявшегося региона. Все страны демонстрируют такие курсы политики, которые не отражают единства в решении региональных вопросов. Неустойчивость пространства ЕАЭС, выявление острых проблем между государствами сказывается на решении Узбекистана, Таджикистана, Китая и других стран более тесно взаимодействовать с Евразийским экономическим союзом.
Безусловно, происходящие события носят политический окрас, причем межличностный. Решения двух стран по ухудшению между ними отношений демонстрирует спонтанность, эмоциональность и раздраженность. О политическом характере возникшей ситуации говорит тот факт, что усиление осмотра большегрузов касается автомобилей с кыргызскими номерами. Большегрузы из соседних Таджикистана и Узбекистана не подвергаются подобному осмотру. Такая ситуация к примеру, зафиксирована на российско-казахской границе.
Проблема взаимоотношений между Кыргызстаном и Казахстаном вышла в политическую плоскость, так или иначе отражается на ЕАСЭ, разрушая основания для здорового конкурентного сотрудничества. Приход нового президента в Кыргызстане к власти не изменит в одночасье возникшую ситуацию, так как видимо причины конфликта складывались достаточно долго. Кыргызстану и Казахстану нужно развивать долгосрочный институт межгосударственного и межграничного разрешения вопросов. Ожидания некоторых экспертов и политиков, то что ситуация должна разрешиться не позднее 1 декабря, не дает повода для оптимизма, так как политические рычаги давления сохраняются.
В этой связи нашим властям страны нужно разрабатывать и внедрять новую долгосрочную модель сотрудничества с Казахстаном, которая позволит в дальнейшем снизить количество подобных конфликтов, сильно отражающихся на экономической составляющей. Безусловно, что новая модель должна учитывать принципы добрососедского, братского правового партнерства на взаимовыгодных и конструктивных основаниях. Огромную роль здесь могут сыграть неформальные институты (народная дипломатия, углубление взаимоотношений бизнес-сообществ двух стран и так далее).
Экономический фактор, который является следствием политического кризиса, который вылился в ужесточении контроля на кыргызско-казахской границе, демонстрирует давление на политическую риторику и принятие решений Кыргызстана. Так или иначе, убытки несут обе стороны. Кыргызстан, сильно зависимый от поставок продукции из стран ЕАЭС, а также в ввозе своей продукции в страны этого экономического пространства, находится в невыгодном положении и терпит большие убытки. Более того, позиция Кыргызстана крайне уязвима, и с этим положением надо считаться. Никакие новые маршруты взаимоотношений в ближайшей перспективе, на наш взгляд, не перекроют или по крайней мере не будут равноценными сотрудничеству с ЕАЭС.
Складывающаяся ситуация толкает Кыргызстан расширять экономические и политические отношения со странами, не входящими в ЕАЭС. Так, после возникшего конфликта идут малоперспективные поиски иных рынков сбыта своей продукции. Конфликт трансформирует статус Кыргызстана как транзитной страны, сказываясь на благосостоянии населения. Кыргызстану безусловно нужно будет приводить ситуацию на кыргызско-китайской границе в порядок, снижая роль контрабанды, а также улучшать фитосанитарные нормы сельхозпродукции. Следует признать, что большая часть сельхозпродукции на сегодняшний день не готова к стандартам и требованиям ЕАЭС, что дает повод для таможенных ограничений со стороны Казахстана и России.
Приведение в соответствие с нормами ЕАЭС продукции из Кыргызстана, построение конкурентной экономики, потребует от республики большого количества ресурсов. При адаптации условий Кыргызстана нормам экономического союза мало учитывается человеческий фактор, который препятствует трансформации государства под правила игры ЕАЭС. В этой связи Кыргызстану следует совершенствовать государственную политику по адаптации к условиям ЕАЭС.
Информационная политика государств не служит разрешению ситуации, еще больше вгоняет отношения в тупик. Поэтому на официальном уровне должна звучать сегодня положительная риторика, в основании которой лежит конструктивная попытка решения ситуации. Кыргызстан сегодня должен правовыми и дипломатическими компетентными решениями выходить из создавшегося кризиса.
Правовые механизмы ЕАЭС требуют доработки для исключения возможности манипулирования ими как инструмента политического давления между странами, входящими в Союз. Ситуация является схожей с взаимоотношениями России и Белоруссии, между Россией и Казахстаном. ЕАЭС является молодым образованием, и его устойчивость будет складываться из закрепления правовых институций на взаимовыгодных основаниях.
Сегодня же можно утверждать, что любое осложнение между Кыргызстаном и Казахстаном будет сказываться на закрытии границ, что совершенно противоречит существованию пространства ЕАЭС. Не мешало бы использовать опыт других экономических и политических союзов, опыт прошлого, для построения практики решения системных проблем ЕАЭС. Торговые конфронтации не должны быть размывающими основания экономического союза.
Кыргызстан на сегодняшний день является государством с высоким процентом теневой экономики. Наиболее эффективный и целесообразный выход из этого положения требует дополнительного времени и приведения законодательной базы страны в соответствие с правовыми международными нормами, улучшением налогового климата и так далее.
Возникшая ситуация и резонанс будут способствовать активизации отношений Кыргызстана со странами, не являющимися членами ЕАЭС, и это будет выражаться: в развитии между нами транспортной и иной инфраструктуры, увеличение товарооборота, привлечение инвестиций на развитие страны и так далее.
Разрушение политических взаимоотношений между Кыргызстаном и Казахстаном в рамках ЕАЭС в скором времени будет сказываться и на отношениях общественности друг с другом. В этой связи оба государства должны быть заинтересованы в скорейшем исчерпании конфликта.
Можно утверждать, что по причине возникшей ситуации на границе, в поствыборном Кыргызстане усиливается протестный потенциал оппозиционных сил. Схожие процессы наблюдаются и в соседней стране. Новому президенты Кыргызстана даются достаточно тяжелые стартовые условия. Межличностные противостояния на политическом уровне должны быть сведены к минимуму. Но чем скорее будут преодолены симптомы и в дальнейшем решены сами проблемы в кыргызско-казахских отношениях, тем благоприятнее это повлияет на развитие нашей страны.
Сезим Жамалова, магистрант БГУ,
Константин Ларионов, исследователь-аналитик.
Фото сайта primeminister.kz.
Комментарии