Авторитарно-тоталитарные государства всегда ставили и ставят перед собой задачу бороться с некоммерческими организациями. Между тем НКО имеют древнее происхождение, они возникли раньше государства и стали результатом естественного развития человечества (а не изобретением западных спецслужб), защиты людьми своих личных интересов.
Особенно в тех сферах, где никто, даже могущественное государство не может компетентно решить эти проблемы. А это означает, что современное государство не должно бороться с НКО, оно должно сотрудничать с гражданским обществом как с равным партнером, а не обличать и оскорблять этот важный сегмент общества. Ведь по его уровню развития судят о развитости демократии.
НКО называют еще «третьим сектором», имея в виду, что «первым сектором» является государство, а вторым – бизнес-сообщество. НКО также называют неправительственными организациями (НПО) или еще шире – гражданским обществом, под которым подразумеваются общественные объединения и организации, созданные гражданами ради обозначения, защиты и реализации своих интересов, которые могут иметь отличия от интересов государства и бизнес-сектора.
Первые общественные организации, можно сказать, произошли еще при первобытнообщинном строе. В период перехода от матриархата к патриархату повсеместно стали возникать т.н. «мужские союзы» – общественные институты, основанные на половозрастном делении общества на две группы – группу взрослых мужчин и группу женщин и детей. Этот процесс сопровождался разделением труда по половому признаку и половой табуацией.
На ранних стадиях развития общества обособление группы взрослых мужчин получает религиозное оформление в виде особых обрядов инициации (посвящения в мужчины), отличающихся у различных племен и народов. Мужские союзы выросли из «мужских домов», являвшихся сначала лишь местом жительства холостых мужчин, превратившись в организационные центры со своими руководителями, тайными языками, обрядами инициации, ритуалами и церемониями. Последним этапом эволюции мужских союзов можно считать т.н. «тайные общества».
Половозрастная социальная иерархия также существовала в традиционном кыргызском социуме. Общественная жизнь протекала у них строго по половозрастному принципу. Людей одного возраста собирательно называли «курбу-курдаштар» (буквально: ровесники), «теңтуштар» (буквально: равные), «достор» – друзья, «үзөңгүлөштөр» – соратники, единомышленники и т.д.
В античное время в VII-VI вв. до н.э. уже существовали первые организации, основанные на внехозяйственном (некоммерческом) интересе. Это был этап, когда деятельности одних лишь разрозненных физических лиц на рынке оказалось недостаточно для развития экономики. В V в. до н.э. в Афинах образовались первые политические объединения – гетерии, которые можно считать прообразами современных политических партий.
В древних греческих демократиях создавались союзы знатных и богатых граждан для ограждения себя от притязаний народа. Первоначальной их целью была взаимная поддержка при домогательстве должностей, в процессах и т.п. Впоследствии организация их стала очень прочной, и благодаря тайной связи и постоянным контактам с гетериями других греческих государств им часто удавалось преобразовать форму правления (например, владычество 30 тиранов-олигархов в Афинах).
Это, в свою очередь, вызвало к жизни демократические гетерии, и столкновения между ними немало способствовали расстройству греческих полисов. Здесь же появилось множество новых объединений (коллегий, корпораций): союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников, корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, самоуправляющиеся местные общины.
Законы ХII таблиц Древнего Рима предоставляли религиозным союзам право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Порядок свободного образования объединений римляне позаимствовали из греческого законодательства Солона, и он просуществовал до конца республики. Впоследствии свобода частных объединений претерпела множество законодательных ограничений.
Общества могли прекратить свое существование в связи с достижением цели, распадом личного состава или в связи с противозаконным характером их деятельности. При императоре Октавиане Августе установился закрытый порядок разрешенных типов коллегий. Законом допускалось функционирование лишь некоторых корпораций: союзов откупщиков, бравших на откуп ренту с общественной земли и профессиональных производственных объединений, например, рыбаков или мореходов.
Эти объединения не были юридическими лицами, поскольку римскими юристами не было разработано понятие «юридического лица», противопоставляемого «лицу физическому». Поэтому рассматриваемые отношения касались только отношений между отдельными лицами, а не их объединениями; что же касается общего имущества корпораций, то оно рассматривалось древним правом как имущество, принадлежащее одному из участников - казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами.
В средние века судьба каждого человека была уже неразрывно связана с конкретным сословием, корпорацией или общиной. Особенно отчетливые формы эта нераздельность, слитность приобрела в тех странах, где существовала крепостная зависимость и сохранялась сельская община. Поэтому такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда и прочее приобрели статус элементов государственной жизни.
С IX в. Европа характеризуется многообразием различных объединений. Здесь уже существовали религиозные и политические объединения, союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии, созданные для взаимной защиты и осуществления своих прав: купеческие, благотворительные, ремесленные и иные гильдии. Благодаря организациям «добровольцев», которых сейчас называют «волонтерами», они брали на себя заботу о духовных и материальных потребностях своих членов.
Характерным отличием данного периода от предыдущего являлось то, что эти объединения также стали правоспособными. Средневековые юристы разработали понятие «корпорации» как союза, признанного государством в качестве субъекта права. В связи с этим их преемники стали различать понятия «лицо», «человек» и стали рассуждать о природе этого лица.
Новое время ознаменовалось формированием идеи Личности, наделенной от природы неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и собственность, и обладающей собственными интересами, могущими не совпадать с интересами общества. Эта идея легла в основу концепции прав человека. В середине XVII в. в свет вышли сочинения Т. Гоббса «Элементы законов, естественных и политических», «О гражданине», о государстве и власти («Левиафан»). Именно в этот период в Европе возникла идея гражданского общества, ставшая одной из центральных идей Нового времени вплоть до наших дней.
Постепенно зрело осознание факта существования противоречий между обществом и государством, формировались институты и ценности гражданского общества. Мыслители Нового времени, «открыв» Личность, вместе с тем провозгласили существование вечного конфликта между личностью и обществом. Обосновывая эту мысль, известный английский философ Дж. Локк утверждал, что общество предшествует государству, оно существует «по природе».
Государство, по его мнению, напоминает головной убор, а гражданское общество – саму голову, головной убор при необходимости можно менять и даже выбросить, чего нельзя сделать с головой. Осознание различия интересов общества и государства побуждало к поиску аргументов в защиту политического строя, способного обеспечить равенство политических прав людей независимо от их социального происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности, гарантировать гражданские свободы, конституционную систему управления.
Именно эту цель преследовали политические революции, начало которым было положено великой Английской революцией середины XVII в. Таким образом, политическое освобождение представляло собой одновременно и освобождение гражданского общества от государства. Эти начала окончательно утвердились во второй половине XVIII-XX вв. в процессе формирования буржуазной системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, свободно-рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство.
В ряду положительных моментов существования и развития НКО-сектора в европейских странах следует отметить принятие 26 августа 1789 г. во Франции «Декларации прав человека и гражданина», провозгласившей обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека, одним из которых стало право на объединение граждан. Но весь этот огромный исторический опыт созидания гражданского общества остановился сначала на границах Российской империи, а затем и красной империи - Советского Союза. Мучительные процессы развития гражданское общество более 30 лет испытывает и на постсоветском пространстве.
Продолжение следует.
Историческое фото Карла Маннергейма.
Комментарии